Персоналии
Морева Вера Ивановна, артистка
Морева Вера Ивановна, артистка
Персоналия
Морева Вера Ивановна
Годы жизни
1870 - март 1942, Париж
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Урожденная Щербань, по мужу Волкова. Была замужем за актером АТ А.А. Волковым (по сцене Ридалем). Дочь коллежского секретаря. Драматическому искусству не обучалась. Начала выступать на сцене в спектаклях петербургских клубов (конец 1880-х). Получила приглашение в Екатеринбург в антрепризу П.П. Медведева на амплуа «инженю-драматик», где служила два сезона; следующий зимний сезон работала в Риге — в антрепризе А.А. Фадеева. Затем решила оставить сцену. Лучшими ролями Моревой в 1-й период были Клеопатра («Темная сила»), Марья Андреевна («Бедная невеста»), Лидия («Бешеные деньги»), Нина («Маскарад»), Любовь Цветкова («Перекати поле»). После трехлетнего перерыва Морева дебютировала в АТ в роли Софьи («Горе от ума»), а также в роли фон Сидгоф («Общество поощрения скуки»). Вошла в труппу на амплуа «гранд-кокет». Основные роли в АТ: графиня Рискаро («Б-а-ба!»), Эльза и Лаура («Бой бабочек»), Офелия («Гамлет, принц Датский»), Сара («Защитник»), Люси («Наездница»), Износкова («Накипь»), де Шатнэ («Щекотливое поручение»), баронесса Герта Вальберх («Блестящая карьера»), баронесса Фицгейм («Ольга Ранцева»), донна Анна («Каменный гость»), Белина («Мнимый больной»), Анна Павловна («Доходное место»), Карманова («Гастролерша»), Смельская («Таланты и поклонники»), Коринкина («Без вины виноватые»), Эмма Леопольдовна («Джентльмен»), Станищева («Лишенный прав»), Геро («Много шуму из ничего»), Амелия Зиберт («Школьные товарищи»), Аркадина («Чайка»), миссис Джэк Иден («Лорд Квекс»), маркиза Шантероз («Жанина»). Оставила труппу из-за болезни. После революции эмигрировала, жила в Париже. В 1927 выступала в Русском театре в Париже (дирекция К.Я. Григоровича). Играла в Новом русском театре (1928), Русском интимном театре Д.Н. Кировой (1929–1933), Русском зарубежном камерном театре (1932). Выступила с воспоминаниями на вечере памяти В.Ф. Комиссаржевской (1930). В 1933 вошла в правление вновь организованного Камерного театра, участвовала в его постановках. Руководитель Драматической студии Объединения русских студентов в Париже (позже Студенческая драм. студия «Фигляр»), режиссер всех ее постановок (1935–1939). Принимала участие в вечерах Союза деятелей русского искусства, благотворительных спектаклях, праздниках Национальной организации русских разведчиков. Вошла в Комитет по чествованию А.И. Долинова (1935). В февр. 1931 в Русском интимном театре Д.Н. Кировой был показан сп. по пьесе П.М. Невежина «Вторая молодость», посвященный актрисе, по случаю 35-летия ее служения русской сцене. Лит.: ССД; Чуваков; ЕИТ. 1895/96. С. 177, 180; 1896/97–1905/06; Ок. рампы // БВед. 1907. 30 авг. С. 4. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 599. Сбоева, С. Морева В.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 486.