Вернуться
Пуаре Мария Яковлевна, артистка, эстрадная певица, автор стихов и музыки к романсам
Пуаре Мария Яковлевна, артистка, эстрадная певица, автор стихов и музыки к романсам
Персоналия
Пуаре Мария Яковлевна
Годы жизни
1863, по др. свед. 1869, Москва - 1933, Москва
Вид деятельности
Артистка, эстрадная певица, автор стихов и музыки к романсам
Период работы в театре
01.08.1890 — 1900, с 01.09.1898 в Малом театре
Биография
По первому мужу Свешникова, по второму Орлова-Давыдова. Дочь француза Я.В. Пуаре, сохранившего в России свое подданство. Отец имел в Москве известную на всю страну Школу гимнастики и фехтования. Брат Пуаре стал впоследствии французским художником, сменившим имя Э.Я. Пуаре на псевдоним Каран д’Аш. Раннее детство Пуаре прошло в благополучной, богатой семье. После смерти матери девочка воспитывалась у дяди в суровых условиях, тогда же начала писать стихи, увлекалась музыкой и театром. В 16 лет поступила в консерваторию, выдержав экзамен по вокалу, но из-за недостатка средств учиться не смогла. Вскоре вышла замуж за статского советника Свешникова, который был много старше ее. Муж не одобрял увлечений жены, запрещал ей заниматься музыкой и пением, довел Пуаре до нервного срыва и отправил в психиатрическую лечебницу. По выходе ее увидел М.В. Лентовский и сразу же понял, с каким незаурядным дарованием имеет дело. Он повез ее в Петербург, в только что открывшийся театр «Кинь-Грусть» (1885). Позже в Москве Пуаре участвовала во многих антрепризах Лентовского, исполняла партии в опереттах, водевилях, феериях. Лентовский назвал ее «цыганкой», обозначив этим словом «не только ее манеру петь, но и ее способность радоваться свободе, ее беззаботность, равнодушие к вещам, ее готовность к кочевой жизни. Цыганкой ее делали сила и искренность чувств, зажигательный темперамент» (Муз. жизнь. 1994. № 8. С. 29. — Е. и В. Уколовы). Вскоре Пуаре стала известной в Москве эстрадной певицей. Она исполняла романсы, в т.ч. и собственного сочинения: «Я ехала домой», «Лебединая песнь», «Дети вольных свободных отцов!» и другие. Они вошли затем в репертуар Вари Паниной и других цыганских певцов. В авг. 1890 Пуаре поступила на сцену АТ. Здесь ей сразу же стали давать роли в водевилях и легких комедиях. Играла Машу («Беда от нежного сердца»), Катю («Бедовая девушка»), Катю («Вольная пташка»), Верочку («Дочь русского актера»), Лизу («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка»), Палашу («Простушка и воспитанная») и др. Раскованная, искрометная, музыкально одаренная, Пуаре и в спектаклях больше всего любила петь, сама выбирала себе музыкальный репертуар. Серьезные зрители ее почти не замечали, зато летом, когда давались спектакли для сиятельной публики в Красном Селе, Пуаре имела огромный успех, особенно в дивертисментах. Пуаре не раз обращалась в дирекцию императорских театров с просьбой дать ей другие, более значительные роли, но ее репертуар не менялся. В 1900 она ушла из театра. В Москве выступала на эстраде, в 1901 создала собственную труппу, где шли драматические спектакли, но Пуаре украшала свои роли романсами, что в основном и привлекало публику. Труппа просуществовала несколько месяцев. Обладала и писательским даром, что подтверждают ее стихи. В бытность ее в Петербурге сблизилась с А.С. Сувориным и уговорила его в 1904 послать ее корреспонденткой на Дальний Восток, где шла русско-японская война. По пути участвовала в патриотических собраниях, давала концерты, писала корреспонденции и стихи. А.Р. Кугель писал «об остроумной и приобретшей разнообразную известность (вплоть до уголовной) М.Я. Пуаре» (Лит. восп. Пг.; М., 1924. С. 154). «Уголовная известность» связана со вторым замужеством Пуаре. Графу А.А. Орлову-Давыдову, владельцу огромного состояния, был необходим наследник. Супруги решили взять на усыновление ребенка, выдав его за своего. Но вскоре Орлов-Давыдов обвинил жену в обмане, возбудил против нее уголовное дело и добился ее ареста. Осенью 1916 состоялся суд, на процессе Пуаре выглядела скорее героиней, чем обвиняемой. Ее полностью оправдали. После 1917 Пуаре бедствовала, пенсии ей не дали. Она жила на то, что продавала памятные подарки, вещи и рисунки брата. Соч.: Изд. романсов /Слова и музыка/. «Лебединая песнь». М., 1901; «Я ехала домой». М., б. г.; «Не могу умирать». М., б. г.; «Я ехала домой», «Лебединая песнь» // Ночные цветы: Старинные рус. романсы. М., 1995. С. 69–71; Сицилия: Путевые заметки, 1898. М., 1910. Лит.: Карачунский Л. М. Наши петерб. артисты: 300 портретов. СПб., 1896. С. 12; Лурье Л. Страсти по майорату // Иск-во кино. 2000. № 11. С. 83–85. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2801. Данилова, Л. Пуаре М.Я. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 578-579.