Вернуться
Ленская Матрёна Герасимовна, артистка
Ленская Матрёна Герасимовна, артистка
Персоналия
Ленская Матрёна Герасимовна
Годы жизни
1832 (или 1834) - 19.11(02.12).1906
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
1882 — 30.06.1897
Биография
Урожденная Калинина, по мужу Чугуевская. Была замужем за купцом 2-й гильдии Чугуевским. Выступать на сцене начала в 1840 в Харькове. Более 40 лет служила в различных провинциальных театрах, была признана «великолепной исполнительницей ролей комических старух и характерных» (Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. Л.; М., 1962. С. 247). В труппу АТ Ленская вошла после успешного дебюта в роли Матрены Захаровны («Откуда сыр-бор загорелся»). Играла небольшие и вторые роли, возрастные и комических старух, почти исключительно русского репертуара. К основным относились: Галчиха («Без вины виноватые»), графиня Хрюмина («Горе от ума»), барыня («Гроза»), Каурова («Завтрак у предводителя, или Полюбовный дележ»), Матрена («Хрущевские помещики»), мамка («Василиса Мелентьева»), Бальзаминова («За чем пойдешь, то и найдешь»), Фелицата («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Еремеевна («Недоросль»), жена унтер-офицера («Ревизор»). «Какой актрисой была в молодости Ленская, — я не знаю. Я застала ее уже на склоне лет, когда она играла небольшие роли. Но в них она проявляла замечательное мастерство и сценический талант, — вспоминала В.А. Мичурина-Самойлова. — Даже находясь на втором плане, она всегда играла так, что пьесы с ее участием приобретали новые краски. Вот идет большой диалог между Стрепетовой и Аполлонским во „Второй молодости“. Действие происходит в тюрьме. У Стрепетовой и Аполлонского большие захватывающие публику роли. У Ленской слов почти нет, она стоит где-то сзади и только временами тихо всхлипывает. Но она всхлипывает так, что дает настроение и Стрепетовой и Аполлонскому. Она дает необходимый тон всей картине. И все это без какого бы то ни было подчеркивания своего места в спектакле» (Полвека на сцене АТ. Л., 1935. С. 72–73). Другие роли в АТ: Андреевна («Выгодное предприятие»), Матрена («Горькая судьбина»), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты»), Авдотья («Татьяна Репина»), Феона («Не все коту масленица»), Калгуева («Новое дело»), Кукушкина («Доходное место»), Глафира Фирсовна («Последняя жертва»), Аграфена Платоновна («В чужом пиру похмелье»), г-жа Миллер («Коварство и любовь»), няня («Летняя картинка»), Маремьяна («Чужое добро впрок нейдет»), Платонида Марковна («Жизнь Илимова»), Кочетова («Комик XVII столетия»), Фоминишна («Свои люди — сочтемся!»), Лалача, хозяйка гостиницы («Смерть Агриппины»), Минодора, няня («Вторая молодость»), Парменовна, ключница («Клеймо»). Лит.: Гнедич. С. 14, 20–22, 24, 28–30, 32–35, 39, 41, 42, 44, 46–48, 51–54, 58, 60; ЕИТ. 1890/91–1896/97; Островский и Бурдин. С. 355, 469. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 1807. Сбоева, С. Ленская М.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 413.