Урожденная Огарёва, по мужу Панчина, литературный псевдоним Кармина-Читау.
Дочь А.М. Читау и коллежского советника М.И. Огарева. В 1868 из провинции переехала вместе с матерью в Петербург. Училась актерскому мастерству приватно у А.А. Яблочкина. В 1877 выступила на сцене АТ в роли Агнессы («Школа женщин»). В декабре 1878 зачислена в штат. В конце 1870-х — начале 1880-х была одной из лучших и любимейших публикой инженю. Играла Верочку («Шутники»), Марфу Егоровну («Черненькие и беленькие»), Женни Грызлову («Очертя голову»), простушку («Домовой шалит») и др. П.Д. Боборыкин писал о ней: «В новом женском персонале выдвигается г-жа Читау 2-я, инженю в драме и комедии... Это довольно красивая, особенно в профиль, брюнетка, напоминающая мать, хорошо сложенная, с теплым, еще не устоявшимся голосом и большой юркостью на сцене... Сценический темперамент у нее во всяком случае есть, но есть ли способности на более ответственную игру — не знаю» (Русские ведомости.1881. 16 янв.). Вскоре опасения Боборыкина стали сбываться. Интерес публики к Читау упал. Она начала повторяться. Это совпало с годами ее неудачного замужества за А.С. Панчиным (по сцене Панчиным 1-м) в 1883–1893. В 1890-е она чаще всего играла в очередь с другими актрисами, но все-таки появлялась в ролях Лизы («Горе от ума»), Полины («Доходное место»), Машеньки («На всякого мудреца довольно простоты»), Марьи Антоновны («Ревизор»). Среди ее новых ролей — Настя («Рабочая слободка»), Дарья («Антон-горемыка»),Аксютка («Венецейский истукан»).
С приходом в театр Е.П. Карпова в качестве главного режиссера положение Читау изменилось. Он невзлюбил актрису и почти не давал ей ролей. С трудом она получила роль Маши в первой постановке чеховской «Чайки» (1896). Выслужив пенсию, Читау ушла из театра. Давала частные уроки. В 1901 открыла частные драматические курсы (1901–1905), среди ее учениц была Л.Д. Менделеева (Блок). Иногда играла в провинции.
В 1917 уехала в Прагу, затем в Берлин, окончательно поселилась в Париже. Занималась литературной деятельностью, писала воспоминания, перебивалась перепиской чужих работ. В 1934 принимала участие в сп. Н.Н. Евреинова «Степик и Манюрочка» (Студия на Елисейских Полях).
Другие роли: Наташа («Благородный театр»), Таня («Плоды просвещения»), Маша («Татьяна Репина»), Настя («Счастливый день»), Ирина Лавровна («Последняя жертва»), Глафира («Волки и овцы») и др.
Соч.: Александра Матвеевна Читау: (Отрывок из восп.) // ТиИ. 1912. No 14. С. 299–300; Из восп. о Стрепетовой // На чужой стороне. Берлин; Прага, 1924. Вып. 7; Премьера «Чайки» // Звено, Париж. 1926. No 201 (То же: Новый мир. 1980. No 1. С. 229–233).
Лит.: Вольф, 3. С. 62, 66, 68, 69, 71, 107; Гнедич. С. 4, 6–12, 18–22, 25, 29, 33, 34, 37, 38, 42, 45, 51–59; Чуваков; М.М.Читау // Карачунский Л.М. Наши петерб. артисты: 300 портретов. СПб., 1896. С. 14; Сазонова Ю.М.М. Читау: [Некр.] // Посл. Новости, Париж. 1935. 17 марта; Сюжеты. С. 307–324.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2289.
Данилова, Л. Читау М.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 781-782.
Читать далее