Персоналии
Дюжикова (Дюжикова 1-я) Антонина Михайловна, артистка
Дюжикова (Дюжикова 1-я) Антонина Михайловна, артистка
Персоналия
Дюжикова (Дюжикова 1-я) Антонина Михайловна
Годы жизни
31.05 (12. 06.) 1853 - 28.02.1941, Ленинград, похоронена на Большеохтинском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Отец — купец 3-й гильдии Михаил Федорович Дюжиков. Обучалась в частном пансионе Щерба. Вопреки воле отца, который предназначал ее для педагогического поприща, поступила вольноприходящей в петербургское императорское Театральное училище (1870–1873), где ее учителем был П.В. Васильев. Выпущена «на роли первых драматических любовниц» (Бирюч. 1918. № 2. С. 51). Дебютировала в АТ ролью Марьи Андреевны («Бедная невеста»). Успех в пьесе Н.А. Потехина «Мертвая петля» (Крамолина) заставил обратить внимание на талантливую дебютантку. Впрочем, А.И. Вольф сурово оценивал начинающую актрису: «Первые шаги ее на Александринской сцене были далеко не удачными, дебютантка не умела ни говорить с толком, ни держаться прилично, ни даже ходить. Видимо, что школа не имела на нее никакого влияния, и если со временем выработался у нее талант, то только благодаря собственному труду и сценическому навыку» (Вольф, 2. С. 52–53). Однако вскоре тон Вольфа меняется. В 1875 он заключает, что молодая Дюжикова изобразила кокотку в «Мертвой петле» «с большим шиком и апломбом», а в 1876 констатирует, что «за отъездом Савиной примадонной осталась Дюжикова» (Там же. С. 56, 57). Дюжикова исполняла на сцене АТ много лирических и лирико-комедийных ролей: Офелию, Беатриче и Геро, Софью в «Горе от ума», Катерину, Василису Мелентьеву, Юдифь в «Уриэле Акосте», графиню Альмавива, Эльвиру в «Дон Жуане», принцессу Буйонскую в «Адриенне Лекуврер», Каркунову («Сердце не камень»), Анну Павловну («Шутники), Ольгу в «Блажи», Дочь Мельника («Русалка»). Только с 1873 по 1880 Дюжикова исполнила 79 ролей. В 1881 она становится актрисой «первого положения», что не помешало критику «Русского муз. и театр. вестника» (1882. № 3. С. 5) найти ее игру в роли Юдифи посредственной и неестественной. В 1898 А.Р. Кугель писал: «Г-жа Дюжикова — редкая артистка на характерные роли. Быть может, не все роли ей удаются, но она ведет борьбу с рутиной всякий раз, как появляется на сцене, и заслуживает глубокой благодарности даже тогда, когда не в силах справиться с задачей» (ТиИ. 1898. № 44. С. 788). Дюжикова, красивая, элегантная, четко оформлявшая сценический рисунок роли, была убедительна, изображая светских женщин, «демонические» натуры, но не подходила для воплощения женской мягкости, беззащитности. Современники отмечали сухость и преувеличенный мелодраматизм, пафосность в ее игре. Роли классического репертуара занимали в большом списке ее работ лишь незначительную часть. Главным образом она играла в мелодрамах и легких комедиях. Автор Словаря сценических деятелей, сочувственно отзываясь об актрисе, писал: «Дюжикова принадлежит к тем скромным натурам, которых излишняя щепетильность напрасно держит в тени. Дюжикова заслуживает лучшей доли» (Вып. 5. С. 20). Скажем, Дюжикова была в числе «первых сюжетов» (Ю.М.Юрьев в своих воспоминаниях видит ее в кругу «основоположников»), но не легендарных. Небезынтересный эпизод в творческой жизни актрисы: ее участие в первой постановке «Чайки» (1896). Участвовала она и при возобновлении чеховской пьесы в 1902 г., но уже не в роли Аркадиной, а в роли Полины. В мемуарной литературе высказывалась точка зрения, что М.Г. Савина «подставила» Дюжикову, уступив ей главную роль в «сомнительной» пьесе, однако факты эту точку зрения не подтверждают. А.П.Чехов был недоволен исполнением Д. В одном из писем он писал: «Аркадина – лживая, неумная, быстро переходящая из одного настроения в другое, самолюбивая эгоистка, а у Дюжиковой видна умная, хорошая, правдивая женщина» (Цит. по статье В. Прокофьева). В этом недовольстве содержится и похвала. Д. не поняла свою задачу, но в то же время отнеслась к ней серьезно. Фактически о том же пишет и А.А. Чепуров в своем исследовании «Александринская «Чайка»: «Дюжикова не портила роль, она как будто бы играла саму себя – стареющую примадонну, элегантную, подтянутую, следящую за собой и ревниво относящуюся к молодым дарованиям… Однако при всем мастерстве, добросовестности и психологической убедительности актрисы, в ее Аркадиной не было и не могло быть определенной изюминки, особого блеска, артистизма, актерства, властности, некоторой «стервозинки», которые и составляют существо Аркадиной…» (с. 54). С июля 1893 Дюжикова получила пенсион, в 1899 – пожалована золотой медалью на Станиславовой ленте. Незадолго до ухода со сцены Дюжикова играла княгиню Тугоуховскую («Горе от ума»), княгиню Евпраксию Романовну («Чародейка»), Клавдию («Эмилия Галотти»), Фурначеву («Смерть Пазухина»), Лаврецкую («Дворянское гнездо»), с успехом выступала в комедии Джерома К.Джерома «Мисс Гобс» (мисс Абэй). Уже в сезоне 1901/1902 она выходила на сцену 81 раз, хотя по большей части была занята в современных мелодрамах, не имеющих особого художественного значения. В 1902 по болезни покинула АТ. Несмотря на болезнь, век ее был долгим. Она прожила еще почти 40 лет в ДВС. Лит. ТЭ; Вольф, 3. С. 52, 55–61, 65, 71, 73, 105; Гнедич. С. 4–6, 8, 9, 11, 12, 14–16, 18, 19, 21–26, 28, 33, 34, 38, 39, 41, 44–47, 49, 52, 53, 56, 58, 60; N. N. Возобновление драмы А.Н. Островского «Гроза» // Суфлер. 1880. 26 нояб. С. 1; А.М. Дюжикова // Всем. ил. 1880. Т. 23. № 593. С. 411; Бенефис г-жи Дюжиковой // Суфлер. 1882. 8 апр. С. 2; А.М. Дюжикова // Театр. газ. 1893. 7 нояб. С. 2; Антонина Михайловна Дюжикова // Там же. 1893. 26 нояб. С. 1; А.М. Дюжикова: (По поводу 30-летия ее артистической деятельности) // ЕИТ. 1902/03. Прил. Кн. 3. С. 75–76; Прокофьев В. Легенда о первой пост. «Чайки» // Театр. 1946. № 11. С. 52. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 1008; ЦГАЛИ СПб. Ф. 89. Оп. 1. Д. 2. Л. 9; СПбГМТиМИ. Ф. 127. Соколинский, Е. Дюжикова А.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 273-274.