Вернуться
Арди Николай Иванович, артист, певец
Арди Николай Иванович, артист, певец
Персоналия
Арди Николай Иванович
Годы жизни
?.07.1837 (по др. свед. 1834), Москва - 10 (22).04.1890, Санкт-Петербург, похоронен на Митрофаниевском кладб.
Вид деятельности
Артист, певец
Период работы в театре
1872 — 10.04.1890
Биография
Настоящая фамилия Нечаев, псевдоним взят по фамилии матери. По словам А.А. Плещеева, происходил, «кажется, из казаков с Дону» (Плещеев. С. 64). Но отец А. был уже мещанином московской слободы. В 1855 А. окончил московское императорское Театральное училище и тогда же недолго служил в Малом театре. С 1855 по 1871 работал в провинции, приобрел там известность в ролях пением в водевилях, «как исполнитель комических куплетов пользовался немалым успехом» (Ярон С. Г. Восп. о театре. Киев, 1898. С. 53). В АТ начинал тоже с водевильных ролей, но преуспел в драматических: «Он обладал большим талантом и в бытовом репертуаре до сих пор не имеет заместителя. Юмор Арди, его веселость, живость — вне сравнения. Купчик, писарь в его обрисовке достигали истинной художественности» (Плещеев. С. 63). Он смешил зрителей в роли писаря в водевиле «Налетел с ковшом на брагу» (1874), а его «пьяненькие вариации» в роли Сережки («Около денег», 1883) «были неподражаемы» (Нестеров М. В. Давние дни. М., 1959. С. 236). В жизни А. был «душой общества» (Нильский. С. 320). По мнению Островского, «Арди — талантливый актер, обладающий дорогим для сцены качеством — веселостью и легким комизмом… жест свободен и послушен, голос — тоже; для него нет никаких трудностей на сцене; пляшет и поет он артистически» (ПСС. Т. 10. С. 215–216). В пьесах Островского А. создал немало запоминающихся ролей, в т. ч. играл на премьерах в кон. 1870-х — 1880-х Робинзона в «Бесприданнице», Константина в «Сердце не камень», Мигаева в «Талантах и поклонниках», появлялся и в ранних пьесах драматурга: Бородкин («Не в свои сани не садись»), Разлюляев («Бедность не порок»), Подхалюзин («Свои люди — сочтемся!»). Однако современники указывали и на недостатки А. По мысли Островского, его портила провинциальность, что сказывалось «в неуважении к тексту роли», в отсутствии дисциплины (Там же. С. 217). Отмечали, что «постепенного нарастания роли г. Арди выразить не в силах», что он остается исполнителем «неподвижных типов» (Дневник писателя. 1886. № 10. С. 317. — Д. В. Аверкиев). Выступал в концертах с исполнением русских песен. Др. роли: Пикилло («Птички певчие»), Борзиков («Лев Гурыч Синичкин»), Писарь («Змей Горыныч»), Тесов и Буровин («На пороге к делу»), Сидорка («Сидоркино дело»), Парис («Прекрасная Елена»), Пигмалион («Галатея»), Осрик («Гамлет»), Сыромятов («Женитьба Белугина»), Платон («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Калинский («Наш друг Неклюжев»), Ляхов («Карьерист»), Кисель («Много шуму из ничего»), Коркунов («Сердце не камень»). Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; Вольф, 3. С. 49, 51, 55, 58, 59, 66, 68, 70–75, 93, 94; Некр.: Артист. 1890. № 7. С. 188. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 3133. Данилова, Л. Арди Н.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 85.