Персоналии
Вейнберг Павел Исаевич, артист
Вейнберг Павел Исаевич, артист
Персоналия
Вейнберг Павел Исаевич
Годы жизни
25.03(06.04).1846, Одесса - 25.07(06.08).1904, Санкт-Петербург, похоронен на Смоленском кладбище.
Вид деятельности
Период работы в театре
1880 — 1883, 1886 —1896
Биография
Рассказчик-сатирик, юморист, писатель. Родился в состоятельной купеческой семье. Брат известного писателя, поэта, переводчика и историка литературы Петра Исаевича Вейнберга (1831–1908). Учился во 2-й одесской гимназии, по окончании ее служил некоторое время на железной дороге. Уже тогда выступал на частных вечерах как рассказчик. Играл в Одесском рус. театре, в труппе Н.К. Милославского. В 1858 приехал в Петербург, уже опубликовав в Одессе первый сборник рассказов. С конца 1860-х стал выступать как чтец, быстро приобрел себе «и в столице, и в провинции громкое имя, как рассказчика сцен из еврейского, русского и армянского быта» (НВ. 1904. 27 июля). «Павел Вейнберг уже давно производил фурор своими рассказами в Одессе и в Киеве, где они, разумеется, имеют больше интересу, чем в Петербурге, но и здесь он привлек внимание публики» (СО. 1870. 15 февр. С. 91). В., как и И.Ф. Горбунов, яркая фигура в театр. мире 1860– 1890-х (они часто выступали в одном отд. театр. вечеров). Оба артиста были не просто рассказчиками, они создали абсолютно новый жанр — устного эстрадного рассказа. В. стоял у истоков т. н. «еврейского жанра». Но успех актера основывался не только на этой специфической особенности его лит.-лицедейского дара. «Из Вейнберга формируется далеко недюжинный комик: лицо у него подвижное, выразительное, голос звучный, легко меняющийся, способный вследствие этого к натуральному подражанию; есть наблюдательность и память» (НВ. 1870. 16 марта. С. 2). Сценки и анекдоты из своего репертуара В. печатал в ж. «Развлечение» и др. юмористических изд. Впервые опубликовал свои рассказы в сб. «Сцены из еврейского быта» (СПб., 1870), который собрал множество отрицательных отзывов (см., напр.: Вест. рус. евреев. 1871. 10 янв.). В них отмечалось, что автор стремится «потешить, рассмешить читателя тем шутовским смехом, в котором нет никакой мысли и никакой цели, ни даже признака какого-нибудь содержания» (Дело. 1870. № 7. С. 108). Однако именно это оказалось привлекательным для части публики — трехтысячный тираж кн. разошелся за 2 месяца, выдержал еще 8 переизданий, как в Москве, так и в Петербурге. В. выпустил также сб. «Новые сцены и анекдоты из еврейского, армянского, греческого, немецкого и русского быта» (СПб., 1880), «Новые рассказы и сцены» (СПб., 1886), «Полное собрание рассказов и сцен» (СПб., 1896). Еще до поступления на службу в имп. театры играл в любительских спектаклях. Так, изв. факт исполнения В. в спектакле Лит. фонда в 1860 роли Хлестакова, где его партнерами выступили знаменитые рус. писатели — Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев и др. (из профессиональных актеров в постановке была занята только И.С. Сандунова (Кони)). Дебютировал на имп. сцене в 1874 в пьесе «Ваал», но был принят в труппу АТ только в 1880. (В 1872 женился на дочери ген. — майора Е. П. Красовской, в 1873 у него родился сын Павел, крестным отцом к-рого был изв. актер И.И. Монахов.) В АТ играл небольшие характерные роли: парикмахер («Актер Яковлев»), князь Тугоуховский («Горе от ума»), еврей («Душа-человек»), Сикурин («Кому весело веДринСкаЯ вейнБерГ 157 живется»), Терхарианцев («Ольга Ранцева»), Бек («Свадьба Кречинского»). Несмотря на явный комич. оттенок игры В., образы, созданные им, отличались живостью и запоминались своей непосредственностью. Зачастую даже в неудачных спектаклях исполнение В. трудно было забыть. Так, с треском провалившаяся на сцене АТ драма И.Н. Ге «Карьерист» осталась в памяти современников только благодаря талантливой игре В. (см.: Голос. 1880. 28 сент. С. 3). Тем не менее в 1883 актер был оставлен за штатом по случаю сокращения по драм. труппе. Вторично поступил в ту же труппу в конце 1886. Выступая преим. в дивертисментах, В. быстро завоевал симпатии публики. Дирекция театров часто включала в репертуар его выступления с рассказами на сцене. А.П. Чехов писал о В. как о великолепном и непревзойденном рассказчике: «Вейнберг интересно рассказывает. Мне нравятся его хитрые глаза» (Собр. соч.: В 12 т. М., 1956. Т. 11. С. 572). В. много гастролировал. В 1891 его разбил паралич, когда он находился на гастролях в Тифлисе. Восстановить пошатнувшееся здоровье ему так и не удалось, и он вынужден был покинуть сцену летом 1896; ему была назначена пожизненная пенсия. Однако он был так любим своими коллегами, что они почти ежегодно давали на частных сценах благотворительные спектакли в его пользу, передавая больному актеру все собранные средства. Лит.: РП; ССД; Вольф, 3. С. 73–74; Энциклопедический словарь современников // Стрекоза. 1896. № 21; Нильский А.А. Восп. артиста // ИВ. 1899. Т. 78. № 12. С. 1001–1002; Инкогнито [Шевляков М.В.] Современники. СПб., 1900. С. 29–40; Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. Л.; М., 1962. (ук.); Уварова Е.Д. Как развлекались в рос. столицах. СПб., 2004. С. 24–28. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. № 540. Лопатин, А. Вейнберг П.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 156-157.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 1