Персоналии
Абаринова Антонина Ивановна, оперная и драматическая артистка
Абаринова Антонина Ивановна, оперная и драматическая артистка
Персоналия
Абаринова Антонина Ивановна
Годы жизни
12 (24).07.1842, Владимир – 16 (29).07.1901, близ ст. Верхний Сухудол Алексинского у.Тульской губ., похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры
Вид деятельности
Оперная и драматическая артистка
Период работы в театре
Биография
Дочь полицмейстера во Владимире (затем смотрителя Литовского замка в Петербурге). Образование получила в Патриотическом ин-те в Петербурге (1854–1860), до конца дней сохранив «милую институтскую наивность» (Ходотов. С. 134). Там же брала первые уроки пения. По окончании ин-та училась вокалу в Милане. С 1861 пела в опере в Одессе, затем в Итал. опере в Москве, позже на сценах Генуи, Милана, много гастролировала в провинции. В связи с замужеством не выступала пять лет (1867–1871), имела троих детей (дочь Антонина стала актрисой). Брак оказался неудачным и в 1878 был расторгнут. Двоюродным племянником А. был поэт С.Я. Надсон. В сент. 1872 была принята в петерб. имп. оперную труппу. Прекрасный голос (контральто), эффектная внешность, природная элегантность позволили ей блистать в оперетте в нач. 1870-х. После дебюта в роли Периколы («Птички певчие») она с успехом выступала в опереттах, операх-буфф, комедиях с пением и танцами: Кис-Кис («Чайный цветок»), Габриэль («Парижская жизнь»), Кларетта («Дочь рынка»), Маритана («Испанский дворянин») и др. Когда увлечение опереттой пошло на убыль, пела на сцене Мариинского театра (1873–1878): Ваня («Жизнь за царя»), Лаура («Каменный гость»), княгиня («Русалка») и др. В 1874 совершенствовала вокальное мастерство в Париже у Полины Виардо. В 1878 А. перешла в драму. Дебютировала в авг. 1878 в роли Лемтюжиной («Паутина»). Характеризуя нач. ее драм. карьеры, А. А. Соколов писал: «...у нее есть горячность, но она употребляет ее в дело только тогда, когда в роли есть эффектные монологи» (Суфлер. 1881. 1 янв.). Одна из первых ролей А. — Ренева в «Светит, да не греет» (1880). Здесь сразу же проявились нек-рая холодноватость актрисы, ее неспособность к передаче «тонких переходов вспыхивающей страсти» (НВ. 1880. 16 нояб. — А. С. Суворин), ее чисто внеш. изображение жен. кокетства (СПбВед.1880. 17 нояб. — Н.А. Потехин). Далее от драм. ролей А. воздерживалась, предпочитая играть Гурмыжскую в «Лесе» (1890) или Огудалову в «Бесприданнице» (1896). В «Чайке» (1896) А. играла Шамраеву по предложению А. П. Чехова (см.: Чехов. Письма. Т. 6. С. 183). Остроумная Е. М. Левкеева заметила, что А. сообщала о писательском успехе Треплева так, как будто говорила о «болезни любимой тетеньки» (А.П. Чехов в восп. современников. М., 1986. С. 354). Все же это были не ее роли. Зато в амплуа гранд-кокет и гранд-дам А. не было равных. Она много появлялась в водевилях, комедиях и драмах модных тогда авторов. В.А. Крылов, А.И. Пальм, И.А. Манн нашли в ней желанную исполнительницу. Она играла Дамьянову в «Лакомом кусочке», Ярцеву в «Божьей коровке», Буханову в «Обществе поощрения скуки», Бартову в «Очертя голову», Надменцеву в «Сестрах Саморуковых». Здесь вполне уместной оказалась ее «оперная прививка» — умение красиво двигаться по сцене, легко и непринужденно вести интригу, уверенно держаться в дорогих туалетах. Все это делало А. одной из любимых актрис невзыскательной части публики. Удавались А. и роли в классическом франц. репертуаре: Филаминта в «Ученых женщинах» или Эльмира в «Тартюфе». Хорошо образованная, А. следила за новинками совр. лит-ры. Особенным ее вниманием в последние годы жизни пользовался Ибсен, с к-рым она встречалась, будучи уже тяжело больной. Др. роли: оперетта — Гермиоза («Остров Тюлипатан»), Габриэла («Зеленый остров»), Тучкова («Кварт от дамы»), Ганимедес («Прекрасная Галатея») и др.; опера — Спиридоновна («Вражья сила»), Азра («Юдифь»), Памела («Фра-Диаволо») и др.; драма — Смельская («Таланты и поклонники»), Анна Юлиевна («Ни роду, ни племени»), Трифонович («Наш друг Неклюжев»), Лучинина («Арсений Гуров»), Глазова («Отрава жизни»), Наталья Дмитриевна («Горе от ума»), Ислаева («Месяц в деревне»), Калитина («Дворянское гнездо»), Дарья Кировна («Старый закал»), Мышкина («Жизнь Илимова»), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»), Крахмалова («Жрица искусства»). Соч.: Восп. // ИВ. 1901. Т. 83. С. 213–224. Лит.: Пружанский; Вольф, 3. С. 51, 52, 65–67, 69, 72, 75, 104, 131, 133, 136; Карачунский Л.М. Наши петерб. артисты. СПб., 1896. С. 5; Н. С. А.И.Абаринова // ЕИТ. 1897/98. С. 430–437; Некр.: РМГ. 1901, No 31–32. С. 753–756; Половцов А.В. Памяти А.И. Абариновой. М., 1901; Плещеев А. За кулисами // ИВ. 1910. No 9. С. 842–843. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. No 2; ИРЛИ. Ф. 82, 310 (письма Абариновой к разным лицам); РНБ. Ф. 601 (письма А. В. и Е.Н.Половцовым); СПбГМТиМИ. Ф. 97. Данилова, Л. Абаринова А.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 59-60.