Лауреат Государственной премии (1999) и многих театральных премий, проф. Школы-студии МХАТ.
Учился на актерском факультете Вильнюсской консерватории (1959–1962), в 1967 окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (курс Г.А. Товстоногова). Дебютировал в Риге сп. «Традиционный сбор» (по пьесе В. Розова, 1967). Два года руководил ТЮЗом в Красноярске (1970–1972). По возвращении в Ленинград поставил «Монолог о браке» Э. Радзинского (театр Комедии, 1973), «Царствие земное» Т. Уильямса (Театр на Литейном, 1978), «Пушкин и Натали» (1979).
С 1981 работает в Москве, пост. сп.: «Вагончик» Н. Павловой (МХАТ им. М. Горького, 1982), «Тамада» А. Галина (МХАТ, 1986), «Пять углов» С. Коковкина и «Ге дда Габлер» Ибсена (театр им. Моссовета, 1981, 1983) и др. С 1988 постоянно сотрудничает с МТЮЗом: «Записки из подполья», «Играем „Преступление“» и «К. И. из „Преступления“» по Ф. Достоевскому, «Казнь декабристов», «Пушкин. Дуэль. Смерть» по собственным пьесам, «Золотой петушок» А. С. Пушкина, «Счастливый принц» О. Уайльда; «Сны изгнания» (Фантазия на темы Марка Шагала), театр. трилогия «Жизнь прекрасна. По Чехову» («Дама с собачкой», «Черный монах» и «Скрипка Ротшильда»), «Нелепая поэмка» по Ф. Достоевскому, «Роберто Зукко» Б.-М. Кольтеса, «Медея» по текстам Сенеки, Ж. Ануя, «Записки сумасшедшего» Гоголя и др.
Спектакли Г. неоднократно представляли отечественное театральное искусство на международных фестивалях в США, Германии, Италии, Бельгии, Швеции, Финляндии, Югославии, Турции, Франции, Южной Кореи, Бразилии, Колумбии и др.
Совм. с Дж. Фридманом является автором кн. «Provoking Theatre. Kama Ginkas directs», которая была изд. в 2003 в США.
В АТ поставил сп. «Гедда Габлер» (2011). «Режиссер изначально пресекает все возможные связи между Геддой и ее окружением. Но и не заменяет их по ходу действия какими-либо другими. Героиню окружают обаятельные, беспомощные, уютные персонажи» (Джурова Т. Гедда-машина // ПТЖ. Офиц. сайт. 10.10.2011). «Одна из самых сильных сторон дарования Гинкаса — чувство пространства. Гинкас умеет заставить пространство съежиться, искривиться, растянуться, устремиться вверх, распасться на части. Всего этого в „Гедде Габлер“ нет. Есть эффектная и многообещающая декорация Сергея Бархина» (ПТЖ. 2011. № 4. С. 67. — А. Сергеев). Г. в работе следует методу действенного анализа, учит артиста в автора, полагая, что без этого знания невозможно создать спектакль.
Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 229; Репертуар АТ (ук.).
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 17-с. Д. 25.
Фишер, С. Гинкас К.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 203.
Читать далее