Персоналии
Гинкас Кама Миронович, режиссер
Гинкас Кама Миронович, режиссер
Персоналия
Гинкас Кама Миронович
Годы жизни
07.05.1941, Каунас
Вид деятельности
Режиссер
Звание
Заслуженный деятель искусств России (1997), народный артист России (2003).
Период работы в театре
Биография
Лауреат Государственной премии (1999) и многих театральных премий, проф. Школы-студии МХАТ. Учился на актерском факультете Вильнюсской консерватории (1959–1962), в 1967 окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (курс Г.А. Товстоногова). Дебютировал в Риге сп. «Традиционный сбор» (по пьесе В. Розова, 1967). Два года руководил ТЮЗом в Красноярске (1970–1972). По возвращении в Ленинград поставил «Монолог о браке» Э. Радзинского (театр Комедии, 1973), «Царствие земное» Т. Уильямса (Театр на Литейном, 1978), «Пушкин и Натали» (1979). С 1981 работает в Москве, пост. сп.: «Вагончик» Н. Павловой (МХАТ им. М. Горького, 1982), «Тамада» А. Галина (МХАТ, 1986), «Пять углов» С. Коковкина и «Ге дда Габлер» Ибсена (театр им. Моссовета, 1981, 1983) и др. С 1988 постоянно сотрудничает с МТЮЗом: «Записки из подполья», «Играем „Преступление“» и «К. И. из „Преступления“» по Ф. Достоевскому, «Казнь декабристов», «Пушкин. Дуэль. Смерть» по собственным пьесам, «Золотой петушок» А. С. Пушкина, «Счастливый принц» О. Уайльда; «Сны изгнания» (Фантазия на темы Марка Шагала), театр. трилогия «Жизнь прекрасна. По Чехову» («Дама с собачкой», «Черный монах» и «Скрипка Ротшильда»), «Нелепая поэмка» по Ф. Достоевскому, «Роберто Зукко» Б.-М. Кольтеса, «Медея» по текстам Сенеки, Ж. Ануя, «Записки сумасшедшего» Гоголя и др. Спектакли Г. неоднократно представляли отечественное театральное искусство на международных фестивалях в США, Германии, Италии, Бельгии, Швеции, Финляндии, Югославии, Турции, Франции, Южной Кореи, Бразилии, Колумбии и др. Совм. с Дж. Фридманом является автором кн. «Provoking Theatre. Kama Ginkas directs», которая была изд. в 2003 в США. В АТ поставил сп. «Гедда Габлер» (2011). «Режиссер изначально пресекает все возможные связи между Геддой и ее окружением. Но и не заменяет их по ходу действия какими-либо другими. Героиню окружают обаятельные, беспомощные, уютные персонажи» (Джурова Т. Гедда-машина // ПТЖ. Офиц. сайт. 10.10.2011). «Одна из самых сильных сторон дарования Гинкаса — чувство пространства. Гинкас умеет заставить пространство съежиться, искривиться, растянуться, устремиться вверх, распасться на части. Всего этого в „Гедде Габлер“ нет. Есть эффектная и многообещающая декорация Сергея Бархина» (ПТЖ. 2011. № 4. С. 67. — А. Сергеев). Г. в работе следует методу действенного анализа, учит артиста в автора, полагая, что без этого знания невозможно создать спектакль. Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 229; Репертуар АТ (ук.). Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 17-с. Д. 25. Фишер, С. Гинкас К.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 203.
Cпектакли
"Гедда Габлер", 2011. Постановщик.
"Учителя". Творческая встреча, посвященная К.М. Гинкасу и Г.Н. Яновской, 2021 (Участник вечера)