Была замужем за Л.П. Стуколкиным, артистом балета петербургской императорской труппы.
Дочь оперного певца В.И. Стрельского и драматической актрисы С.И. Виноградовой впервые вывел на подмостки в возрасте 3-х лет М.С. Щепкин — она изображала «плод запретной любви» в мелодраме. Затем исполняла роли детей, появлялась на сцене вместе с П.С. Мочаловым и В.А. Каратыгиным. С 6 лет обучалась балету в петербургском императорском Театральном училище, в 13 лет по желанию отца была переведена в драматический класс. В 1857 окончила петербургское императорское Театральное училище у педагога П.И. Григорьева, 13 мая того же года дебютировала в роли Александры Ивановны («Картинка с натуры») и была зачислена в труппу АТ.
Грациозная и миловидная актриса обратила на себя внимание в роли Лизы («Горе от ума»), которую трактовала как деревенскую крепостную девушку; первое время выступала в амплуа субреток, играя в комедиях и водевилях. «На свою беду она „приглянулась“ всесильному П.С. Федорову» — драматургу, писавшему для АТ, начальнику репертуарной части петербургских театров, «но отвергла его домогательства и вышла замуж за актера Л.П. Стуколкина. За это Федоров в течение семнадцати лет держал ее в „черном теле“...» (ТЖ. 1962. No 4. С. 28. — Г. Крыжицкий). Однако и в такой ситуации Стрельская с блеском заявила о себе в мольеровских спектаклях, особенно в роли Дорины («Тартюф», на гастролях С.В. Шумского, сезон 1870/1871 гг.).
Когда в 1871 умерла Ю.Н. Линская, актриса заняла ее амплуа, перейдя на роли пожилых женщин и старух. Первой ее возрастной ролью была Круглова («Не все коту масленица», 1872). В 1880-е переиграла почти все возрастные роли в «Горе от ума». Любимый драматург С. А.Н. Островский считал, что именно она воплощает его образы так, как нужно; «мадам Островская» называли ее за кулисами.
Огромным успехом пользовались у зрителей и специалистов сценические дуэты Стрельской и К.А. Варламова. Их сближали непосредственность, стихия заразительного комизма, сложное сочетание традиционных и новых приемов игры, красочность речи. Но Стрельская, в отличие от Варламова, считалась одноплановой актрисой. «Старый быт жизни и актерской среды был воплощен в Стрельской». Она «всегда играла самое себя, кого бы она ни изображала... и хотя бы типы, ею создаваемые, не вполне или даже вовсе не совпадали с задуманными автором — обаяние таланта... захватывало зрителя, наполняя его душу восторгом перед необычайною прелестью личности актрисы, покрывавшей роль... Умирает со „старичками“ тайна неудержимого беззаботного смеха, того, которым смеются только боги на Олимпе, не знающие раздвоений человеческих душ, всей той издерганности, которою полон современный человек» (ТиИ. 1915. No 3. С. 45, 46. — П. Южный [П.М. Соляный]).
Тональность творчества Стрельской определил историк театра: это было «олицетворение наивного и искреннего благодушия», она умела «с особой теплотой и бабушкиной лаской примирять зрителя с реальной, хотя бы и мало привлекательной действительностью» (Державин К. Эпохи Александринской сцены. Л., 1932. С. 150). Актриса В.Л. Юренева вспоминала: «Кругленькая, аккуратненькая старушка с розовым цветом лица. Говорят, что к старости она стала красивее. Ее гортанный голос с переливами, добродушие, мягкий юмор были очень привлекательны» (Записки актрисы. М.; Л., 1946. С. 46).
Среди множества ролей, исполняемых Стрельской, к основным относились: Хлопова и Пошлепкина («Ревизор»), Домна Пантелеевна («Таланты и поклонники»), Пестрянкина («Вакантное место»), Мария («За монастырской стеной»), Бобылиха («Снегурочка»), графиня Хрюмина («Горе от ума»), Кукушкина («Доходное место»), Красавина («За чем пойдешь, то и найдешь»), Фекла Ивановна («Женитьба»), Глафира Фирсовна («Последняя жертва»), Простакова («Недоросль»), Улита («Лес»), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты»), Власьевна («Ворона в павлиньих перьях»), Зыбкина («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Перепечина («Комик XVII столетия»), Воротина («Старый закал»), Андреевна («Выгодное предприятие»), Аполлинария Фоминична («Гувернантка»), Устинья Наумовна («Свои люди — сочтемся!»), Степанида («Светит, да не греет»), Атуева («Свадьба Кречинского»), Каурова («Завтрак у предводителя, или Полюбовный дележ»). Речевое мастерство актрисы высоко ценил А.П. Чехов, питавший к «тете Варе» особенную, словно сыновнюю нежность.
Другие роли: Кубыркина («Беда от нежного сердца»), Шуваева («Вторая молодость»), Квашнина («Прежде скончались, потом обвенчались»), Раиса Соломоновна («Татьяна Репина»), кухарка («Плоды просвещения»), Пелагея Егоровна («Бедность не порок»), Матрена («Власть тьмы»), Чайкина («Воробышек»), Авдотья Назаровна («Иванов»), Боброва («Волшебная сказка»), Мавра Денисовна («Дикарка»), Аполлинария Панфиловна («Сердце не камень»), Настасья Тимофеевна («Свадьба»), Анна Антоновна («Не в свои сани не садись»), Арина Федотовна («Виноватая»), Марина («Дядя Ваня»), Арина Иванов- на («Дети Ванюшина»), Настасья Панкратьевна («В чужом пиру похмелье»), Степанида («Не так живи, как хочется»).
Лит.: ТЭ; Вольф, 3. С. 13, 14, 22, 38, 42, 44, 48, 49, 59, 60, 74, 75; Гнедич. С. 5–9, 11, 14, 16, 18–22, 24–26, 28, 29, 32–35, 38, 39, 42, 45, 46, 49, 51, 52, 54–61; Хроника // Обозрение театров. 1915. 16 янв. С. 9; Долгов Н. В.В. Стрельская // Аполлон. 1915. No 2. С. 66; Вл. С. [В.Н. Соловьев]. Петрогр. театры // Там же. С. 67; В.В. Стрельская на сцене // Солнце России. 1915. No 3. С. 17–18; Крыжицкий Г. Стрельская. Л., 1970. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 3020; СПбГМТиМИ. Ф. 187.
Сбоева, С. Стрельская В.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 693.
Читать далее