Вернуться
Ильинская Мария Васильевна, артистка
Ильинская Мария Васильевна, артистка
Персоналия
Ильинская Мария Васильевна
Годы жизни
1856 - 03.09.1932, Ленинград, похоронена на Охтинском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
1882 — 31.10.1892
Биография
Урожденная Егорова, по первому мужу Мазурина, по второму — Молчанова. Окончила московское императорское Театральное училище и вступила в московскую императорскую труппу в 1878. Имела успех при дебютах. Ее полюбила критика и публика как «милую, искреннюю, сентиментальную актрису» (Моск. вед. 1878. 8 окт. — С.В. Флеров.). Писали, что она хороша, мила в ролях инженю, но даже в этих ролях плоха в драматических сценах. В 1880 в письме Ф.А. Бурдину А.Н. Островский называет Ильинскую «очень хорошей молодой актрисой» и ставит ее рядом с М.Н. Ермоловой (Островский и Бурдин. С. 318). Но вскоре драматург меняет характеристику Ильинской, считая ее просто «прыткой водевильной актрисой» (Островский. Т. 10. С. 215). К тому же Ильинская внешне напоминала М.Г. Савину, пыталась ей подражать, именно это определило актерскую и человеческую судьбу актрисы. Летом 1882 Ильинская играла на сцене Красносельского театра, где пришлись кстати ее бойкость, легкая водевильная манера, соответствовавшая привычному для публики летнего военного лагеря репертуару. Зав. репертуаром русской императорской петербургской труппы А.А. Потехин искал возможности хотя бы частично заменить Савину. Он уговорил Ильинскую подписать контракт с петербургской дирекцией на тех условиях, которые ей предлагала дирекция московская. В 1882 Ильинскую перевели в Петербург. При переводе дебютов не полагалось, но прошли первые спектакли, на которых труппа и публика АТ познакомились с новой актрисой. Бурдин отчитывался Островскому: «Представления Ильинской не вызвали большого одобрения, и расчет Потехина заменить ею Савину не удался» (Островский и Бурдин. С. 373). Ильинская пришла в АТ взрослым сложившимся человеком. Она была замужем за купцом первой гильдии А.С. Мазуриным, у нее две дочери — одна родилась в 1872, вторая — в 1880. Для переезда в столицу Ильинская получила от мужа паспорт на свободное проживание. В 1884 Петербургская духовная Консистория расторгла их брак. Вскоре Ильинская вышла замуж за заведующего монтировочной частью А.Е. Молчанова, человека богатого и завзятого театрала. По-видимому, он был очень влюблен: удочерил ее детей, в его фонде в РГИА сохранился роскошный альбом, переплетенный в кожу, с инкрустациями «Театральный дневник М.В. Ильинской. Сезон 1884–1885». Однако карьера не складывалась, да и брак расстроился. Ильинская начала болеть, в ее «Деле о службе» множество медицинских справок о болезнях голосовых связок, сердца. В 1892 Ильинская ушла со сцены, ей досрочно назначили пенсион. Когда Ильинская покидала АТ, Молчанов уже был пламенным поклонником М.Г. Савиной, позже стал ее мужем. Московские критики, писавшие о творчестве актрисы, подчеркивали, что Ильинская ко времени поступления в петербургскую труппу «была не новичком, а вполне законченной, опытной, с хорошей московской школой, артисткой» (Дневник артиста. 1893. № 10. С. 16). Действительно Ильинская в Петербурге играла почти все роли, уже сыгранные в Москве, равно удачи и неудачи. Среди них главными были роли современниц. 1880–1890-е — время деятельных смелых женщин, способных на поступок, хороший или дурной. Ильинская в силу природных качеств играла своих современниц симпатичными, искренними. Так, в 1885 Ильинская сыграла в комедии Н.Д. Павлова «Мечтатели» дочь генерала Зинаиду Львовну. О ней писали: «пользуется в этой пьесе большим успехом» (НиБГ. 1885. 4 янв. С. 3), роль сыграна «чрезвычайно обдуманно и с большим изяществом» (Неделя. 1884. 23 дек. Стб. 1880. — А. П.). Но были и иные суждения: «Ее героиня помешана на стремлении к неведомой цели и отыскивании самой ей неизвестного „дела“» (Стрекоза. 1885. № 1. С. 8. — И. З.). В роли Леночки («Злоба дня») И. «была мила в спокойных сценах, но для выражения сильно драматических моментов у нее нет ни силы, ни достаточной доли внутренней энергии» (Петерб. газ. 1885. 11 мая. С. 3. — П. З.). В этой роли Ильинская сменила Савину, сравнения в прессе всегда не в ее пользу. Провалом закончились попытки Ильинской играть драматических и трагических героинь. «Изображать характерные лица она бессильна да едва ли имеет способность и понимать их», — писал Островский (Т. 10. С. 215). В непривычно резкой отповеди драматурга звучит не только досада автора (Ильинская в Москве не справилась с ролью Ларисы в «Бесприданнице»), но и возмущение понимающего зрителя: Ильинская посмела сыграть Дездемону «с водевильной легкостью» тотчас после отъезда из Петербурга великого Т. Сальвини (1882). Ильинская, однако, пыталась расширить рамки амплуа инженю. Например, сыграть Лизу в «Горе от ума» (1884). Попытка была явно неудачной. Ильинскую — Лизу критики считали «бесцветной», находили сходство с «купеческой дочерью из Замоскворечья» (НВ. 1884. 1 сент. С. 3). «Отличалась посредственностью г-жа Ильинская в роли Лизы… Лиза бойкая, живая, суетливая в исполнении Ильинской утеряла и бойкость, и живость, и суетливость и была вялою и безжизненною» (Эхо. 1884. 1 сент. С. 3). Бесконечные сравнения с Савиной не в пользу Ильинской. Она часто сменяла премьершу труппы в конкретной роли, где была обычно «каким-то слабым отблеском г-жи Савиной» (ПЛ. 1884. 27 сент. С. 3). В кон. 1882 она сыграла Зою («Красавец-мужчина») и так обесцветила героиню Островского, что партнеры требовали передать роль Савиной. Ильинской, в отличие от Савиной, не удалось выйти за рамки амплуа инженю, напротив, она их для себя сузила. Др. роли: княжна Надежда («Тучки», 1882), Маша («Про белого бычка», 1884), Каюкина («Вакантное место», 1884), Раиса («Денежные тузы», 1885), Глаша («Каширская старина», 1887), Клерхен («Эгмонт», 1887), Борская («Общество поощрения скуки», 1883), Полина («Доходное место», 1890), Глафира «Волки и овцы», 1892), Питоличка («Новое дело», 1891), Мисси («Летние грезы», 1892). Лит.: Гнедич. С. 16–19, 23, 26, 27, 30, 32, 33, 40, 41, 44–47, 51–56, 59– 61; М.В. Ильинская, артистка Моск. имп. театров // Всемирная иллюстрация. 1879. Т. 22. № 553. С. 129–130. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 1286; Ф. 678. Оп. 1. Д. 54. Сомина, В. Ильинская М.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 317-318.