Вернуться
Стремлянов Гавриил Николаевич, артист
Стремлянов Гавриил Николаевич, артист
Персоналия
Стремлянов Гавриил Николаевич
Годы жизни
1821 (1823, 1825) - 18(29).03.1903, Санкт-Петербург, похоронен на Новодеревенском Благовещенском кладб.
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Подраменцев. Дата рождения неточная: 1821 (по некрологу и свидетельству о смерти), 1822 (по свидетельству о болезни), 1825 (по паспорту). Отец Марии Гавриловны Савиной и Елены Гавриловны Подраменцевой (по сцене Стремляновой). Окончил Московское училище живописи и ваяния. Служил учителем рисования с 1855 по 1859 в Каменец-Подольской прогимназии и в 1859–1860 в Острожском уездном дворянском училище. Играл с успехом в любительских спектаклях. В 1860 в чине губернского секретаря ушел в отставку. На профессиональной провинциальной сцене дебютировал в роли Осипа («Ревизор») в Киеве, долго играл в Одессе, Полтаве, с середины 1870-х годов перешел на петербургские клубные сцены. Самой удачной его ролью считалась роль Самсона Вырина («Станционный смотритель»). Дебютировал в АТ в 1876 в ролях Побединского («Мишура») и Колечкина («К мировому!»). Принят не был. Снова выступал в клубах, дачных театрах и антрепризах ближайших городов: Пскова, Гельсингфорса. В 1886 поступил в труппу АТ. В Петербурге были уверены, что дирекция подчинилась желанию премьерши, даже урезала жалование актера Осокина «для принятия в труппу г. Стремлянова, имеющего счастие быть отцом г-жи Савиной. Газеты говорят, что ради замаскировки такого приема предполагается пригласить еще несколько артистов, никогда и нигде не имевших успеха», — писал Д.В. Аверкиев (Дневник писателя. 1886 год. СПб., 1887. С. 177). В 1900 Стремлянов ушел в отставку по болезни, в звании актера императорских театров. Снова играл на клубных сценах Пскова, Старой Руссы. Стремлянов был актером средним, исполнял небольшие роли, чаще всего на выходах. Его репертуар в основном составляли роли: 2-й голос из народа («Димитрий Самозванец»), первый чиновник («Доходное место»). Но играл и Землянику («Ревизор»), Ушицу («Дочь русского актера»), Шустова («Вторая молодость») и т.п. К делу относился, как отмечал режиссер Е. П. Карпов, «добропорядочно» (РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2508. Л. 31). Главной его заслугой перед русским театром была, несомненно, дочь — М.Г. Савина. По этому поводу в актерской среде ходил анекдот, будто псковский антрепренер спросил: «...Не разрешите ли для сбору выставить на афише „С участием артиста императорских театров Г.Н. Стремлянова, отца М.Г. Савиной?“» (Новости сезона. 1908. 26–27 сент. С. 27). Сам Стремлянов, однако, считал себя и младшую дочь более одаренными, чем старшая, постоянно упрекал Савину в кознях и интригах. Соч.: Эликсир: (Из восп. о Н.Х. Рыбакове) // Театр. мирок. 1888. 20 февр. С.6–7. Лит.: Гнедич. С. 16, 42, 46–48, 50, 53, 59; Савина М.Г. Горести и скитания. Л., 1983. С. 30–40, 42–48, 51–56, 58, 61, 63, 76, 89, 97, 119, 124; Некр.: ТиИ. 1903. No 14. С. 300; ЕИТ. 1902/03. Прил. Кн. 3. С. 64. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2508. Сомина, В. Стремлянов Г.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 694.