Вернуться
Шевченко Михаил Григорьевич, артист, режиссер, антрепренер
Шевченко Михаил Григорьевич, артист, режиссер, антрепренер
Персоналия
Шевченко Михаил Григорьевич
Годы жизни
11(23).07.1860, Санкт-Петербург - 15(28).06.1912, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Артист, режиссер, антрепренер
Период работы в театре
25.09.1880 — 1902
Биография
Незаконнорожденный сын вольноотпущенной Е.А. Шевченко. Учился в Петерб. придворной певческой капелле, но уже в юности потерял голос и поступил в петерб. имп. ТУ. По окончании был принят в труппу АТ. Поначалу «долго играл выходные роли, пока не выдвинулся исполнением... Бобчинского в „Ревизоре“; но и после этого редко-редко давали ему мало-мальски интересные роли» (ЕИТ. 1912. Вып. 7. С. 122. — Н.Н. Окулов). Актер «был мал ростом, дисгармонировал с большими, не талантом, а комплекцией, актерами!» (ТиИ. 1912. No 26. С. 517. — А. Курбский). В это время в его репертуар входили: Фактор («Парижские нищие»), Чистой Андрей, потешный государей («Сидоркино дело»), Степка («Фофан»), Петрунька («Каширская старина»), Стратилат, мальчик в услужении у Мошкина («Холостяк»), Бионделло, слуга Люченцо («Укрощение строптивой»), Гришка, человек Миловидова («На бойком месте»), Мишка, слуга Городничего («Ревизор»). После вступления в должность главного режиссера АТ П.М. Медведева (1890), который «сразу оценил способности» Шевченко, «последнему судьба улыбнулась; в этот второй период он быстро выдвинулся в первые ряды труппы, ему увеличили жалованье, он нередко дублировал В.Н. Давыдова и К.А. Варламова, играл Фамусова, Юсова и другие ответственные первые роли» (ЕИТ. 1912. Вып. 7. С. 122. — Н. Н. Окулов). Со сменой в 1893 главного режиссера «наступил третий и самый мрачный период карьеры» Шевченко. Актеру вернули статус «второго артиста», он быстро «стал опускаться, терять энергию, интерес к делу» (Там же). В таланте Шевченко явно преобладало комическое начало. Он выступал в амплуа простака, комика и комика-буфф в молодых и возрастных ролях русских. и зарубежных комедий и водевилей. К основным работам относились: Золотников («Беда от нежного сердца»), Г. D. («Горе от ума»), Лисичкин («Дочь русского актера»), Воевода («Девичий переполох»), старик («Моцарт и Сальери»), Чубуков («Предложение»), Бобчинский («Ревизор»), Муромский («Свадьба Кречинского»), 1-й могильщик («Гамлет, принц Датский»), Яков («Плоды просвещения»), Фока («Чародейка»), Митрофан («Недоросль»), Мирволин («Завтрак у предводителя»), Илья, цыган и Робинзон («Бесприданница»), Брауншвагге («Старый закал»), Гольдштерн-отец («Золотой телец»), Диафуарус («Мнимый больной»), Барабошев («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Восмибратов («Лес»), бобыль Бакула («Снегурочка»). Во время летних отпусков выступал на провинциальных сценах. В 1895 сотрудничал в Старой Руссе с труппой К.Н. Незлобина. Обозреватель отмечал: «Шевченко весело сыграл роль старика Хлыстикова в заигранном водевиле „Прежде скончались“, но... он играет по трафарету, как играют сотни других комиков. То, что он сделал в роли Робинзона [„Бесприданница“], уже прямо непростительно. Это была сплошь одна погоня за эффектами низшего разбора, и все старания исполнителя пропали даром» (Театрал. 1895. No 50. С. 30. — К-нъ.). Пробовал себя и как антрепренер в театрах петербургских клубов — снимал театр Первого общественного собрания (Немецкого клуба), но потерпел финансовые убытки. Выслужив скромную пенсию, Шевченко ушел из АТ и уехал в провинцию. Сохранились свидетельства о том, что летний сезон 1905 года он был режиссером псковского театра при Обществе любителей искусства. «Шевченко отлично ставил пьесы Островского и сам играл в них. По свойству своего дарования он более всего был склонен к изображению людей с несложными характерами. Его игру всегда отличала простота. И в то же время все было сочно и ярко» (Сумароков А. Без грима: Записки старого актера. Киев, 1961. С. 113). Следующие годы актер работал в фарсовых театрах. В 1906 участвовал в московском юбилейном спектакле — бенефисе Е. М. Грановской «Среди цветов» в театре «Эрмитаж». «Сдержанно комичен попавший в фарс с Александринской сцены Шевченко — клоун Литл-Мабел», — сообщала пресса (Театр и искусство. 1906. No 33. С. 495. — Farceur [А. Р. Кугель]). Современный исследователь заметил: «Грустновато резвился недавно покинувший Александринскую сцену Михаил Шевченко — клоун Литл-Мабел (у Зудермана — Грислинг). Здесь легкая перекличка с фарсом была простительна и уместна» (Золотницкий Д. Фарс... и что там еще? Театр фарса в России 1893–1917. СПб., 2007. С. 275). Летом 1910 года в прессе сообщалось: «В бенефис хорошего, старого актера, г. Шевченко, поставили фарс „Завещание миллионера“. <...> У г. Шевченко — эпизодическая роль, приятеля ревнивца-героя пьесы, дающая очень мало материала, но и в ней он смешил публику своим искренним, чуждым шаржа, юмором» (ТиИ. 1910. No 31. С. 580. — Н. Т. [Н. Н. Окулов]). Сезон 1910/1911 гг. актер входил в труппу петербургского Театра Литературно- художественного общества. Другие роли в АТ: Кунавин («Вторая молодость»), Семен Грибков («Медведь сосватал»), Добчинский («Ревизор»), Тишка («Свадьба Кречинского»), Михаил Андреевич («Собачкин»), Петер («Перчатка»), Живуля («Каширская старина»), Недоносков («Шутники»), Лафлеш («Скупой»), Харченко («Жизнь Илимова»), Пантелей («Русские песни в лицах»), Иван («Скандал в благородном семействе»), Ахиль Жиго («Без собаки быть бы драке»), Омаров («Гастролерша»), Харитонов («Гувернантка»), 1-й посадский и 1-й голос из народа («Димитрий Самозванец»), Митинов («Иван Иванович виноват»), 1-й комедиант («Комик XVII столетия»), Векшин («Накануне золотой свадьбы»), Прохор Демьянович («Шашки»), Степанов («Воробышек»), Желваков («На Песках»), 1-й из народа («Царь Борис»), Прахов («Бурелом»), Основа и Пирам («Сон в летнюю ночь»). Лит.: Афиши; Гнедич. С. 8, 11, 21, 23, 25, 31, 32, 35, 39, 41–45, 47, 48, 50, 52–55, 58, 59; ЕИТ. 1890/91–1901/02; Двадцатилетие театра им. А.С. Суворина, 1895–1915. Пг., 1915. С. 98; Сумароков А. Без грима: Зап. старого актера. Киев, 1961. С. 108, 112–114, 120; Золотницкий Д. Фарс... и что там еще? Театр фарса в России 1893–1917. СПб., 2007 (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 3463. Сбоева, С. Шевченко М.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 789-790.