Вернуться
Панчин 1-ый Александр Семёнович, артист
Панчин 1-ый Александр Семёнович, артист
Персоналия
Панчин 1-ый Александр Семёнович
Годы жизни
05.01(17.01).1858, Санкт-Петербург - 16 (29).06.1906, Санкт-Петербург, похоронен на Митрофаниевском кладб.
Вид деятельности
Период работы в театре
27.05.1878 — 1906
Биография
Первым браком был женат на актрисе АТ М.М. Читау, вторым — на актрисе О.Ф. Бурмистровой. Сын чиновника конторы дирекции императорских театров. Брат актера П.С. Панчина 2-го. Дочь - артистка Мариинского театра, танцовщица Нина Панчина. Сын - артист оперетты - Георгий Панчин. Учился в гимназии Человеколюбивого общества, затем в Консерватории (не окончил) и в петербургском императорском Театральном училище (окончил в 1878). Дебютировал в АТ в 1877 (Орест в комедии «Выгодное предприятие»). В мае 1878 был зачислен в труппу. Общий вульгарно-простецкий облик Панчина располагал к ролям «простаков», и всю жизнь его в основном держали на этом амплуа. Сначала его занимали исключительно в водевилях, к тому же у Панчина был неплохой баритон для исполнения куплетов: Александр («Беда от нежного сердца»), Яков («На Песках»), Емеля («Простушка и воспитанная»), Калинин («Скандал в благородном семействе») и др. Водевили русских авторов или русифицированные сохранялись в репертуаре Панчина до конца жизни. С середины 1880-х годов Панчин играл и более крупные роли. Он был много занят в пьесах Островского: Разлюляев («Бедность не порок»), Андрей Титыч («В чужом пиру похмелье»), Вася Шустрый («Горячее сердце»), Кудряш («Гроза»), Петр («Лес»), Платон Зыбкин («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Гольцов («Трудовой хлеб»). Панчин был актером чрезвычайно востребованным в текущем репертуаре. Однако ничего интересного он не создал — всех своих персонажей он неизменно переводил в комедийный разряд. Когда он сыграл роль Хлестакова (1891), один из современников заметил, что Панчин «по своей внешности всячески удовлетворял понятие о сосульке» (ЕИТ. 1907/08. С. 292). Критика не ругала, но и не хвалила Панчина. Незамеченной осталась и его роль Медведенко в первой постановке «Чайки» (1896). Только один из корреспондентов А.П. Чехова (К.С. Тычинкин) нелестно отозвался о нем, правда, наряду с другими: «…дубово безвкусен Сазонов, Читау с Панчиным» (Чехов А.П. ПСС и писем: В 30 т. Письма. М., 1978. Т. 6. С. 532). Другие роли: Милашин («Бедная невеста»), Белогубов («Доходное место»), Хлопов и Шпекин («Ревизор»), Сыромятов («Женитьба Белугина»), Аболтин («Жизнь Илимова»), Карандышев («Бесприданница») и др. Лит.: Вольф, 3. С. 19, 61, 64, 71, 73; Гнедич. С. 5–7, 9, 11, 18–22, 24– 29, 32–38, 40–44, 46, 48, 50–55, 58, 59; Некр.: Петерб. газ. 1906. 18 июня; Карачунский Л.М. Наши петерб. артисты: 300 портретов. СПб., 1896. С. 12. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2975. Данилова, Л. Панчин А.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 538.