Окончил Технологический институт в тот период, когда в петербургских клубах процветали театральные любительские кружки, оставил профессию инженера и стал актером-любителем. Впервые появился на сцене Клуба художников, где играл вместе с П.А. Стрепетовой. По инициативе Шкарина начались представления в Приказчичьем клубе (1867). Он выступал почти во всех петербургских клубных и загородных театрах и получил признание как исполнитель русских бытовых ролей, главным образом в амплуа комика и резонера. В качестве актера-профессионала дебютировал летом 1880 в петербургском Малом театре. Обозреватель писал об исполнителе роли Михаила («Чужое добро впрок нейдет»): «Несмотря на всю трудность роли, которая принимает в последнем акте драматический характер, доходящий даже до трагизма, дебют увенчался полным успехом. <...> Необузданность дурно направленной, но крепкой и здоровой крестьянской натуры обрисовалась в игре г. Шкарина с большою рельефностью и жизненной правдой» (Голос. 1880. 22 авг. С. 2). Вскоре после этого выступления Шкарин вошел в труппу АТ. Среди его лучших ролей: Дикой («Гроза»), Гордей Торцов («Бедность не порок»), Ляшенков («Новое дело»), 1-й, 2-й и 3-й мужики («Плоды просвещения»), Абдулин, Хлопов, Осип («Ревизор»), Курицын («Грех да беда на кого не живет»), Восмибратов («Лес»), Щебнев («Свадьба Кречинского»), Иван Петрович («Чужое добро впрок нейдет»), сват («Власть тьмы»). Носителями идеи 1-й постановки «Плодов просвещения» критика объявила 3-х мужиков в исполнении Н.Ф. Сазонова, В.Н. Давыдова и К.П. Шкарина.
«Шкарин был типичный актер на вторые роли. <...> В его исполнении они приобретали особую рельефность, выпуклость, силу. Но я не думаю, чтобы он мог „вести“ пьесу, давать тон исполнению», — говорилось в некрологе. (Театр и искусство. 1898. No 27. С. 485. — N.N.).
Другие роли в АТ: слуга Воротынского («Василиса Мелентьева»), Разуваев («Дело»), Степан («Женитьба»), Жигулев («Замшевые люди»), Ахов («Не все коту масленица»), Нил Борисыч Неуеденов («Праздничный сон — до обеда»), Глеб Меркулыч и Мухояров («Правда — хорошо, а счастье лучше»), мужик («Хрущевские помещики»), Ключарев («Чародейка»), Гаврило Белугин («Женитьба Белугина»), Карташев («Нахлебник»), Решетов («Перемелется — мука будет»), Руоди («Вильгельм Телль»), Аристарх («Горячее сердце»), Желваков («На Песках»), Маломальский («Не в свои сани не садись»), Барабошкин («Первая муха»), Архип («Майорша»), Дороднов («Поздняя любовь»), Гневаш («Боярин Нечай-Ногаев»), Досужев («Доходное место»), князь Телятевский и Конев («Димитрий Самозванец»), Сыроедов («Непогрешимый»), 1-й волхв («Смерть Иоанна Грозного»).
Лит.: Гнедич. С. 5, 6, 8, 9, 15, 16, 18, 19, 21, 22, 24–29, 31–36, 38, 40, 42, 44, 45, 47, 48, 51, 52, 54–58, 60, 61; Голос. 1879. 30 дек.; Дебютант. «Ликвидация», комедия Н.Я. Соловьева // НВ. 1883. 22 сент. С. 3; Театр. заметки // БВед.1898. 3 июля. С. 3; Петровская, Сомина (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 3501.
Сбоева, С. Шкарин К.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 796-797.
Читать далее