Настоящая фамилия Васильев.
Окончил в 1960 (защита диплома 1961) ЛГТИ (режиссерский класс А.А. Музиля). В АТ был режиссером сп. «Двенадцатый час» (1959, реж. — пост. Р.Р. Суслович). Спектакль был «интересен ощущением современности, сознанием непрерывности того исторического процесса, который связывает 1928 год с 1960, прошлое с настоящим и будущим», — считала А.В. Тамарченко. По мнению критика, режиссурой был создан «спектакль психологический, построенный на непрерывности внутреннего действия», каждым актером была найдена своя, только его образу присущая манера исполнения. «…„Маленькие трагедии“, печальные, а то и катастрофические, с точки зрения личных судеб героев, объективно заключали в себе и комическую сторону. Одновременно это был спектакль театрально-зрелищный, насыщенный внешним движением. Отсюда возникал общий стиль актерской игры — экспрессия внешнего выражения чувств и мыслей». Так массовые сцены 3-го акта ставились «в ключе театрального гротеска. Вереница танцующих гостей или хор при свечах напоминали ведьм и оборотней» (Театр. 1960. № 6. С. 76, 78). Др. рецензент отметил «режиссерский прием в характеристике персонажей: почти каждый из героев экспонируется пантомимой, сразу запоминающимися внешними штрихами. …Пантомимическая предыгра очень ярко раскрывает, например, существо характера Свидерского [И.О. Горбачев], который проходит по саду тихо, крадучись и прячась, или Дора [В.И. Честноков]: при его появлении все застывают в нетерпеливом тревожном ожидании, молчат, а он проходит как через строй, подтянутый, строгий, сильный». Режиссурой «найдены точные, выразительные детали — емкие, почти символические» (ТЖ. 1960. № 13. С. 25. — В. Васильев).
С 1960 В. работал в Вильнюсе и Воронеже, где показал сп. «Стряпуха» (дипломная работа), «Волки и овцы», «Полуночная месса», «Палата» и др. В 1964 был приглашен в Театр им. В. Ф. Комиссаржевской для постановки драм. репортажа Г. Боровика «Мятеж неизвестных». С 1973 по 1976 — режиссер Новокузнецкого драм. театра. Следующий сезон служил в Петропавловске. Затем был гл. режиссером Карагандинского рус. драм. театра им. К. С. Станиславского. Поставил сп. «Черное ожерелье», «Жестокие игры», «На бойком месте», «Власть тьмы», «Ретро» и др. Работал в Оренбурге. С 1990 по 2001 гл. режиссер и автор 13 спектаклей Озерского театра драмы и комедии «Наш Дом» (Челябинская обл.). В Камерном театре Екатеринбурга выпустил сп. «Кукольный дом. Нора» (2003) и «Поздняя любовь» (2005).
Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 222; М. Л. «Двенадцатый час» // Театр. Ленинград. 1960. № 1. С. 17; На этой неделе… // Театр. Ленинград. 1960. № 2. С. 3; Сечин В. «Стряпуха» // Театр. 1961. № 3. С. 107–108; Зрители скоро увидят. «Мятеж неизвестных»: Беседа с постановщиком спектакля Н.А. Воложаниным // Театр. Ленинград. 1964. № 15. С. 8–9; Выжутович В. Проба на современность // Театр. 1979. № 11. С. 56–60.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 6-с. Д. 67.
Сбоева, С. Воложанин Н.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 178.
Читать далее