Вернуться
Гершт Меер Абрамович, режиссёр
Гершт Меер Абрамович, режиссёр
Персоналия
Гершт Меер Абрамович
Годы жизни
27.09(10.10).1908, Себеж Псковской губ. - 15.04.1989, Садбери (округ Мидлсекс, штат Массачусетс), США
Вид деятельности
Режиссёр
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1948), заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), народный артист РСФСР (1960).
Период работы в театре
Биография
Лауреат Государственной премии (1949, за постановку сп. «Крепость на Волге» в Куйбышевском краевом драматическом театре им. М. Горького). Окончил в 1930 ТСИ (мастерская Н.В. Петрова и Е.В. Елагиной). В том же году ставил массовые представления в парках Ленинграда. С 1931 по 1937 режиссер Московского Камерного театра. В годы Великой Отечественной войны А.Я. Таиров безуспешно хлопотал в СНК СССР о возвращении Г. в Камерный театр, высоко оценивал его работу, называя своим учеником (см.: Таиров А.Я. О театре. М., 1970. С. 493). С 1937 по 1942 годы - художественный руководитель Челябинского театра, поставил сп.: «Человек с ружьем», «Бесприданница», «Кремлевские куранты», «Чайка» и др. С 1946 по 1951 художественный руководитель Куйбышевского театра, осн. работы: «Русский вопрос», «Молодая гвардия», «Живой труп», «Варвары». С 1953 по 1956 гл. режиссер Воронежского театра, среди пост. — «Порт-Артур», «Привидения»; с 1956 — Горьковского театра, среди пост. — «Оптимистическая трагедия», «Обрыв», «Фальшивая монета», «Иркутская история». В 1950-е театральные обозреватели относили Гершта к числу наиболее талантливых и перспективных провинциальных режиссеров. В АТ поставил сп. «Встреча» (1964). «…Когда весь мир возмущен решением боннских властей прекратить… преследование за нацистские злодеяния, „Встреча“ Жака Робера вызывает особенно страстный отклик зрительного зала», — отмечалось в рецензии. «Режиссура здесь откровенно театральная. Постановщик спектакля М. Гершт меньше всего озабочен тем, чтобы было только „все как в жизни“. Его мизансцены „громки“, они заявляют о себе во всеуслышание… …Общественный, гражданский смысл ничем не затемнен. Следуя режиссерскому замыслу, актеры строят свои роли, заботясь гораздо больше об общем их смысле, чем о деталях и частностях в поведении действующих лиц» (Сов. культура. 1965. 11 февр. — Н. Игнатова). «То, что сделано М. Герштом при постановке „Встречи“, не только свидетельствует о зрелом и точном мастерстве режиссера, но и имеет серьезное, принципиальное значение для творческого сплочения актерского коллектива театра и для дальнейшей биографии ряда его актеров, — считал С.Л. Цимбал. — Режиссер стремится к точной и не назойливой режиссерской форме, диктующей действию свой нерушимый ритм. Построение мизансцен и вся планировка сценической площадки дают актерам возможность жить интенсивной внутренней жизнью и помогают быть красноречивыми — самим напряжением скрытых, ушедших внутрь чувств. Именно такого рода выразительность нужна при исполнении пьесы „Встреча“» (Ленингр. правда. 1964. 20 дек.). В 1980-х уехал в США. Соч.: Когда мы репетируем. Заметки режиссера // Сов. культура. 1956. 28 июня; Время диктует // Театр. 1960. № 7. С. 81–85; Зрителя привлекает глубина // ТЖ. 1969. № 24. С. 6–7. Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 205; Репертуар АТ (ук.); Левин М. Конец провинции // Театр. 1957. № 9. С. 54–69; Медведев Б. Рождение «Оптимистической трагедии» // Театр. 1957. № 9. С. 70–85; Бертенсон М. Вехи на пути // Сов. культура. 1957. 23 нояб.; Донской М. «Фальшивая монета» в г. Горьком // Театр. 1959. № 1. С. 87–90; Головашенко Ю. Встреча с долгом // Веч. Ленинград. 1964. 9 дек.; Не забывать, не прощать! // Голос Риги. 1965. 9 нояб. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 4. Д. 9. Л. 91–96. Сбоева, С. Гершт М.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 199-200.