Персоналии
Данилов Михаил Викторович, артист
Данилов Михаил Викторович, артист
Персоналия
Данилов Михаил Викторович
Годы жизни
29.04.1937, Ленинград - 05.10.1994, Бостон, похоронен в Петербурге на Большеохтинском кладб.
Вид деятельности
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1988)
Период работы в театре
01.05.1965 — 15.04.1966
Биография
Школьником занимался в драмкружке, к-рым руководила Е.В. Карпова, здесь сыграл первую большую роль — Чичикова («Мертвые души»). 4 года учился на математико-механическом ф-те ЛГУ и продолжал занятия с Карповой в Студии университета. Окончил в 1965 ЛГИТМиК (класс В.В. Меркурьева), в дипломном сп. «Мещане» исполнил роль Бессеменова. После завершения учебы был принят в труппу АТ. В его репертуар входили эпизодические роли: начальник отделения («Обыкновенная история»), Синий бушлат («Дикий капитан»). С конца 1966 служил в БДТ. К основным работам относились: Шубинский («Защитник Ульянов»), Калошин («Провинциальные анекдоты»), Бобчинский («Ревизор»), Пойнс («Генрих IV»), Лагранж («Мольер»), Митрофан («Три мешка сорной пшеницы»), конюший («История лошади»), Диоген («Театр времен Нерона и Сенеки»), Петкер («Пиквикский клуб»), капеллан («Роза и крест»), священник («Оптимистическая трагедия»). Данилов владел «искусством смешного и искусством серьезного», его сценические решения были «свежи и неожиданны». В игре актера привлекали «особая плотность, насыщенность, экономная взвешенность каждого слова, жеста. Он как бы раздвигал паузой скудный подчас материал роли и рассказывал в паузе о своем герое целую новеллу» (Веч. Ленинград. 1972. 10 авг. — Э. Яснец). С 1971 снимался в кино- и телефильмах, играл князя Андроникова («Агония», 1974), доктора Супругова («На всю оставшуюся жизнь», 1975), завлита («Мой папа — идеалист», 1980), Ретланда («Кража», 1982), Берлиоза («Мастер и Маргарита», 1994) и др. роли. Участвовал в телепостановках: Мантойя («Фиеста»), Ватсон («Шерлок Холмс»), Селифан («Мертвые души»), викарий («Человек-невидимка»). Выступал на эстраде: хозяин харчевни («Избранники судьбы»), Азазелло (вечер, посв. М.А. Булгакову). Работал на радио — в ежемесячной тематической передаче «Клуб знаменитых капитанов». Актеру «всегда претили эффектный жест, громкая речь. Для него важен… взгляд, интонация. …Он оставался прежде всего мастером камерной сцены, мастером „скупой“ манеры игры, виртуозом крупного плана» (Россия. 1994. 26 окт. — 1 нояб. С. 12. — Ю. Кружнов). В лучших работах Данилов «делал зримым второй план роли, стремился прорваться непосредственно к сущности явления, владел гиперболой, гротеском, метафорой». Он создавал «образ-маску», «попадал в русло поиска метафоричности в актерской игре» и именно поэтому был участником многих постановок С.Ю. Юрского (Актер на телевидении. М., 1977. С. 122–123. — Л. Михановская). Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 226; Репертуар АТ (ук); Демидов А. Два анекдота // Театр. 1973. № 1. С. 87–88; Памяти друга // Веч. Петербург. 1994. 13 окт. С. 3; Вестергольм Л. Индивидуальные черты // Веч. Петербург. 1994. 13 окт. С. 3; Кружнов Ю. Парадокс об актере Данилове // Экран и сцена. 1999. № 51. С. 14–15; Юрский С. Игра в жизнь. М., 2008. С. 287–290. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 15-с. Д. 25; РО биб-ки СТД СПб. Инв. № 3075- М (Биография М.В. Данилова / Сост. В.И. Брук; Л. д. М.В. Данилова). Сбоева, С. Данилов М.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 247-248.