Занимался в балетной студии М.И. Перини вместе с сестрой Ириной — впоследствии выдающейся балериной. Окончил в 1934 ГИТИС, учился у И.Я. Судакова, Б.М. Сушкевича, И. М. Раевского. «Режиссерский факультет окончили двадцать три человека. …Особенно выделился тов. Алексидзе, блестяще защитивший свой план постановки пьесы Б. Ромашова „Бойцы“» (Правда. 1935. 13 июня. С. 4). Выпускника поддержал С. Ахметели.
С 1936 был режиссером, с 1957 по 1964 — худож. руководителем Тбилисского театра им. Шота Руставели. Осн. постановки А. в этом театре: «Хозяйка гостиницы» (1936), «Герои Крцаниси» (1943), «Николоз Бараташвили» (1949), «Пэпо» (1951), «Васса Железнова» (1954), «Царь Эдип» (1956), «Кваркваре Тутабери» (1959), «Бахтриони» (1960), «Пиросмани» (1961). Он получил признание в постановке комедий. Лучшие спектакли режиссера воплощали на сов. сцене античную драматургию и грузинскую классику, отличались монументальностью. К сер. 1950-х А. стал одним из ведущих режиссеров республики. Был председателем Грузинского театр. общества (1974–1984).
В 1-й пол. 1960-х выпускал драматические и оперные спектакли в Киеве, Кишиневе и Москве. С 1965 по 1970 работал на Украине. Возглавлял Киевский акад. театр им. Ивана Франко, где осуществил постановки «Антигона» (1965), «Патетическая соната» (1966), «Память сердца» (1970), и Киевский театр им. Леси Украинки.
В АТ поставил «Антигону» Софокла (1968). «Для многих исполнителей античная трагедия оказалась трудной и для внутреннего, и для внешнего перевоплощения; и пластический язык, и своеобразная жизнь человеческого духа в спектакле далеко не до конца органичны. Театр словно побоялся открыто довериться поэтике древнего трагика с ее специфической условностью», — считал Ю.А. Головашенко. «Очень интересно решена и сыграна роль Вестника [артистом В. Бариновым]. <…> Его молчание более красноречиво, чем громкокипящая речь Креонта [Н. Шашика]. Затаенное потрясение кажется более сильным, чем иные откровенные страсти. <…> Будем благодарны за то, что театр попытался показать античную трагедию, воспевающую Человека. <…> Акцент справедливо сделан не на истории Креонта, наказанного богами, а на истории Антигоны, отстаивающей „ненаписанные“, первозданные человеческие права» (Ленингр. правда. 1968. 20 дек. С. 3).
Автор творческого портрета режиссера отмечала: «Алексидзе несколько раз повторял постановку „Антигоны“… и всегда исполнение главной роли решало судьбу спектакля, определяло его восприятие. Он казался холодным и статичным на сцене Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина, где Антигону играла Н. Мамаева, актриса, не склонная к открытому и сильному выражению чувств, и освещался огнем неподдельной страсти, когда, уже на грузинской сцене, в нем выступила Аспасия Папатанасиу (1972)» (Портреты режиссеров. Вып. 3. Л., 1982. С. 117. — М. Друзина).
В 1970 А. вернулся в Грузию. Служил гл. режиссером Тбилисского акад. театра им. Котэ Марджанишвили (1970–1984). Дорожил былой славой коллектива, ценил и развивал традиции его основателя, выбрал для первой своей постановки на этой сцене лебединую песню Марджанишвили — «Дона Карлоса». Затем были: «Память сердца», «Женитьба», «Таланты и поклонники». Режиссуру А. отличали «четкая „раскадровка“ кусков и задач, филигранная отточенность мизансцен и единство идейно-художественного замысла», присутствие начала героического и начала праздничного (см.: Заря Востока, Тбилиси. 1970. 4 марта. С. 3. — Э. Гугушвили). В 1974 организовал новый театр «Дружба»: на его сцене выступали коллективы, приглашенные со всего Сов. Союза.
С 1939 занимался пед. работой, был проф., заведовал кафедрой актерского мастерства в Тбилисском театр. ин-те им. Ш. Руставели (1939–1964, с 1970 до конца жизни) и Киевском ин-те театр. иск-ва им. И. К. Карпенко-Карого (1966–1970). В сер. 1970-х помог выпускникам своего режиссерского класса создать первый в Грузии экспериментальный Молодежный театр.
Соч.: Вопросы воспитания актера. Тбилиси, 1956 (на груз. яз.); Идем за синей птицей // ТЖ. 1979. № 2. С. 14; Будущее театра начинается сегодня // Сов. культура. 1984. 18 дек. С. 4–5.
Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Крымова Н. В театрах Тбилиси // Дружба народов. 1958. № 3. С. 178–187; Состоялась премьера. «Антигона» // Ленингр. правда. 1968. 17 окт.; «Антигона» // Театр. Ленинград. 1968. № 39. С. 7–8; Александров В. Премьера «Антигоны» // Голос Риги. 1968. 18 дек.; Гугушвили Э. Жизнь, отданная театру: К 70-летию Д. А. Алексидзе // Заря Востока. 1980. 30 марта; Шалуташвили Н. Словно горная река // ТЖ. 1980. № 16. С. 8–9; Поюровский Б. Д. Алексидзе: Спектакль надо выстрадать! // Сов. культура. 1980. 28 окт.; Алексидзе Дмитрий Александрович // Сов. культура. 1984. 8 дек. С. 8.
Сбоева, С. Алексидзе Д.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 72-73.
Читать далее