Персоналии
Алексидзе Дмитрий Александрович, режиссер, педагог
Алексидзе Дмитрий Александрович, режиссер, педагог
Персоналия
Алексидзе Дмитрий Александрович
Годы жизни
23.02 (08.03).1910, Тифлис - 04.12.1984, Тбилиси, похоронен в Дидубийском пантеоне
Вид деятельности
Режиссер, педагог
Звание
Народный артист Грузинской ССР(1955), Украинской ССР (1969), народный артист СССР (1976), лауреат Гос. премии им. Т. Шевченко УССР (за сп. «Память сердца», 1970)
Период работы в театре
Биография
Занимался в балетной студии М.И. Перини вместе с сестрой Ириной — впоследствии выдающейся балериной. Окончил в 1934 ГИТИС, учился у И.Я. Судакова, Б.М. Сушкевича, И. М. Раевского. «Режиссерский факультет окончили двадцать три человека. …Особенно выделился тов. Алексидзе, блестяще защитивший свой план постановки пьесы Б. Ромашова „Бойцы“» (Правда. 1935. 13 июня. С. 4). Выпускника поддержал С. Ахметели. С 1936 был режиссером, с 1957 по 1964 — худож. руководителем Тбилисского театра им. Шота Руставели. Осн. постановки А. в этом театре: «Хозяйка гостиницы» (1936), «Герои Крцаниси» (1943), «Николоз Бараташвили» (1949), «Пэпо» (1951), «Васса Железнова» (1954), «Царь Эдип» (1956), «Кваркваре Тутабери» (1959), «Бахтриони» (1960), «Пиросмани» (1961). Он получил признание в постановке комедий. Лучшие спектакли режиссера воплощали на сов. сцене античную драматургию и грузинскую классику, отличались монументальностью. К сер. 1950-х А. стал одним из ведущих режиссеров республики. Был председателем Грузинского театр. общества (1974–1984). В 1-й пол. 1960-х выпускал драматические и оперные спектакли в Киеве, Кишиневе и Москве. С 1965 по 1970 работал на Украине. Возглавлял Киевский акад. театр им. Ивана Франко, где осуществил постановки «Антигона» (1965), «Патетическая соната» (1966), «Память сердца» (1970), и Киевский театр им. Леси Украинки. В АТ поставил «Антигону» Софокла (1968). «Для многих исполнителей античная трагедия оказалась трудной и для внутреннего, и для внешнего перевоплощения; и пластический язык, и своеобразная жизнь человеческого духа в спектакле далеко не до конца органичны. Театр словно побоялся открыто довериться поэтике древнего трагика с ее специфической условностью», — считал Ю.А. Головашенко. «Очень интересно решена и сыграна роль Вестника [артистом В. Бариновым]. <…> Его молчание более красноречиво, чем громкокипящая речь Креонта [Н. Шашика]. Затаенное потрясение кажется более сильным, чем иные откровенные страсти. <…> Будем благодарны за то, что театр попытался показать античную трагедию, воспевающую Человека. <…> Акцент справедливо сделан не на истории Креонта, наказанного богами, а на истории Антигоны, отстаивающей „ненаписанные“, первозданные человеческие права» (Ленингр. правда. 1968. 20 дек. С. 3). Автор творческого портрета режиссера отмечала: «Алексидзе несколько раз повторял постановку „Антигоны“… и всегда исполнение главной роли решало судьбу спектакля, определяло его восприятие. Он казался холодным и статичным на сцене Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина, где Антигону играла Н. Мамаева, актриса, не склонная к открытому и сильному выражению чувств, и освещался огнем неподдельной страсти, когда, уже на грузинской сцене, в нем выступила Аспасия Папатанасиу (1972)» (Портреты режиссеров. Вып. 3. Л., 1982. С. 117. — М. Друзина). В 1970 А. вернулся в Грузию. Служил гл. режиссером Тбилисского акад. театра им. Котэ Марджанишвили (1970–1984). Дорожил былой славой коллектива, ценил и развивал традиции его основателя, выбрал для первой своей постановки на этой сцене лебединую песню Марджанишвили — «Дона Карлоса». Затем были: «Память сердца», «Женитьба», «Таланты и поклонники». Режиссуру А. отличали «четкая „раскадровка“ кусков и задач, филигранная отточенность мизансцен и единство идейно-художественного замысла», присутствие начала героического и начала праздничного (см.: Заря Востока, Тбилиси. 1970. 4 марта. С. 3. — Э. Гугушвили). В 1974 организовал новый театр «Дружба»: на его сцене выступали коллективы, приглашенные со всего Сов. Союза. С 1939 занимался пед. работой, был проф., заведовал кафедрой актерского мастерства в Тбилисском театр. ин-те им. Ш. Руставели (1939–1964, с 1970 до конца жизни) и Киевском ин-те театр. иск-ва им. И. К. Карпенко-Карого (1966–1970). В сер. 1970-х помог выпускникам своего режиссерского класса создать первый в Грузии экспериментальный Молодежный театр. Соч.: Вопросы воспитания актера. Тбилиси, 1956 (на груз. яз.); Идем за синей птицей // ТЖ. 1979. № 2. С. 14; Будущее театра начинается сегодня // Сов. культура. 1984. 18 дек. С. 4–5. Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Крымова Н. В театрах Тбилиси // Дружба народов. 1958. № 3. С. 178–187; Состоялась премьера. «Антигона» // Ленингр. правда. 1968. 17 окт.; «Антигона» // Театр. Ленинград. 1968. № 39. С. 7–8; Александров В. Премьера «Антигоны» // Голос Риги. 1968. 18 дек.; Гугушвили Э. Жизнь, отданная театру: К 70-летию Д. А. Алексидзе // Заря Востока. 1980. 30 марта; Шалуташвили Н. Словно горная река // ТЖ. 1980. № 16. С. 8–9; Поюровский Б. Д. Алексидзе: Спектакль надо выстрадать! // Сов. культура. 1980. 28 окт.; Алексидзе Дмитрий Александрович // Сов. культура. 1984. 8 дек. С. 8. Сбоева, С. Алексидзе Д.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 72-73.