Награжден медалью «За оборону Ленинграда» (1942).
Учился в Константинополе, Венеции (по особой программе, предполагающей поступление в АХ). Профессиональное образование получил в Миланской АХ (1908–1911). Обучение предполагало участие в спектаклях трупп Э. Новелли, Э. Дузе, Э. Цаккони, Комеди Франсез. В своем искусстве соединил лучшее, что было в актерском творчестве мастеров сцены самых разных направлений.
Сценическую деятельность начал в Стамбуле в 1902. В 1913–1915 выступал в Баку и Тифлисе, в армянских труппах, в 1917–1922 — в армянском театральном кружке Константинополя. Играл на армянском, русском, французском, итальянском языках. В 1922 переехал в Армению, работал в Театре им. Сундукяна (Дон Карлос, Отелло, Труффальдино). Сам ставил спектакли «Кин, или Гений и беспутство», «Отелло», «Дон Жуан». В 1928 приехал в Москву с гастролями (выступал в роли Отелло с актерами Малого театра). Его Отелло был воспринят как одно из наиболее значительных художественных событий тех лет.
Во время пребывания актера в Москве А.В. Луначарский послал в дирекцию АТ предложение пригласить Папазяна «в труппу театра штатным актером, назначив годичный срок для преодоления языковых трудностей» (Папазян В. Жизнь артиста. М.; Л., 1965. С. 261). Впервые Папазян встретился с труппой АТ на гастролях в Одессе, где артист со своим ансамблем и АТ параллельно играли «Уриэля Акосту» и «Отелло» (в АТ гл. роли играл Ю.М. Юрьев). Подспудное соперничество двух актеров продолжалось и в дальнейшем. Так, В.Э. Мейерхольд предложил Папазяну сыграть у него «Свадьбу Кречинского», однако этот план не осуществился. Кречинского в 1933 сыграл Юрьев, однако, Мейерхольду в Юрьеве не хватало темперамента — им, несомненно, обладал армянский трагик.
В Одессе произошла встреча Папазяна с Ю.М. Юрьевым, тогдашним руководителем АТ. Юрьев, зная о предполагаемых гастролях Папазяна в Театре «Комедия», предложил артисту выступить в «Отелло» на сцене АТ. Весной 1929 Папазян впервые приехал в Ленинград. В апреле он сыграл «Кина» и «Отелло» в «Комедии» на французском языке. Накануне ту же трагедию Шекспира исполнил Ю.М. Юрьев на сцене АТ. Тогда же, почти экспромтом, была показана в театре «Кривое зеркало» пародия Н.Н. Урванцова «Гастроль трагика Отелло», где В.А. Лепко замечательно изображал Папазяна. Пародия была первым художественным отзывом на игру гастролера. Юрьев попросил Папазяна исполнить роль мавра на русском языке, и 16 апреля Папазян впервые сыграл «Отелло» с труппой АТ в пост. С.Э. Радлова. Яго играл Л.С. Вивьен, Дездемону — Е.М. Вольф-Израэль, Эмилию — Е.И. Тиме. Как пишет сам Папазян, он мучительно разучивал роль вместе со своей партнершей по «Комедии» Н.М. Железновой (впоследствии актрисой АТ) и, кроме того, перестроил образ мавра «в ленинградском аспекте» (см.: Папазян В. Жизнь артиста. С. 316–317). Отелло Папазяна поразил ленинградцев богатством интонаций, удивительной пластичностью, точностью жеста и в то же время теплотой и человечностью. Оригинальной была его трактовка отдельных ключевых сцен. Например, когда Отелло узнавал в финале о невинности Дездемоны, он бросался с радостью обнимать тело жены, и только потом к нему медленно приходило осознание чудовищности задуманного Яго преступления. По мнению А.Г. Мовшенсона, артист заставил забыть о своем несколько тусклом звуке голоса и сильном акценте. При том, что он впервые выступал с высокопрофессиональным ансамблем в тщательно подготовленной постановке, Папазян по масштабу созданного образа «был на несколько голов выше большинства актеров Акдрамы» (РиТ. 1929. № 17. С. 10).
Образ Отелло насыщался национальной конкретикой еще во время поездки Папазяна в Африку. Впервые роль была исполнена в 1908, а некоторые мысли по поводу своей будущей трактовки образа Отелло Папазян опубликовал в пору обучения в Милане, за что был награжден поездкой в Париж. Работа над ролью продолжалась в течение десятилетий, и Папазян посвятил этой теме целую книгу «Мой Отелло» (Ереван, 1964. На армянском языке.).
После непродолжительных гастролей в Скандинавии Папазян вернулся в Ленинград, где снова играл в Театре «Комедия» и прочитал 20 лекций в Техникуме сценических искусств.
В Москве Папазян участвовал в концерте вместе с артистами МХАТа: О.Л. Книппер-Чеховой, А.К. Тарасовой и М.И. Прудкиным. Программа концерта состояла из фрагментов трех шекспировских трагедий. В 1932 он гастролировал по Прибалтике (Рига, Таллин, Каунас, Лиепая). Из Прибалтики Папазян был командирован советским правительством во Францию — играл «Отелло» в парижском театре «Одеон».
В 1933 Папазян подписал контракт с М. Рейнгардтом и выехал в Берлин, но берлинские планы сорвались, т. к. Папазян отказался выступать на немецком языке. После гастролей в Грузии, на Украине артист снова выступил в Ленинграде, на сей раз в пригородах: Павловске, Гатчине, Петергофе, Детском Селе. В 1936 он, по предложению С.Э. Радлова, участвовал в мимодраме «Шамиль» (Ленинградский цирк) (исполнял главную роль). В 1939 Папазян участвовал в декаде армянской литературы и искусства в Москве.
Перед войной он перевез семью в Ленинград. Выступал на сцене Народного дома в трагедии «Макбет» и мольеровском «Дон Жуане» (последнего он играл 22 июня 1941). По семейным обстоятельствам Папазян остался в осажденном Ленинграде, участвовал в спектаклях Блокадного театра. Драматический ансамбль, руководимый Папазяном (в него входили и некоторые артисты АТ), был объединен с ансамблем Пушкинского общества и давал концерты на фронте. Зимой 1941 Папазян в Большом зале Филармонии давал концерт, во время которого исполнялись сцены из «Отелло», «Макбета» и «Дон Жуана» (см. восп. В.В. Папазян-Рейх: Фронтовыми дорогами // Без антракта. Л., 1970. С. 180–187). В это же время дочь Папазяна, Мария Ваграмовна, участвовала в выступлениях фронтового филиала АТ, руководимого Е.П. Карякиной. В 1943 артиста пригласили в БДТ, где он исполнил полярные по жанру роли короля Лира (пост. Г.М. Козинцева) и Труффальдино в «Слуге двух господ». В период блокады Папазяна дважды отправляли в Москву на военном самолете. Он занимался художественной агитацией по радио жителей оккупированной Франции и фашистской Италии: выступал с речами и читал отрывки из французского, итальянского эпоса, произведений Данте, Петрарки, Гюго и Корнеля.
В конце 1944 из Сибири прилетела труппа АТ. Театр решил возобновить «Отелло», и Л.С. Вивьен добился в Управлении по делам искусств перевода Папазяна из БДТ в АТ. Папазян более 60 раз выступил в роли Отелло для воинов и горожан. В АТ он отметил свое 2000-е выступление в роли венецианского мавра. В 1945 ушел из АТ ввиду конфликта личного характера.
В 1946–1954 Папазян гастролировал по городам России, Украины, Средней Азии, Закавказья. С 1954 он — актер Театра им. Г. Сундукяна (Ереван) и Театра им. А. Мравяна (Ленинакан). Последнюю свою роль Папазян сыграл в 1963: Мак-Грегора в пьесе У. Сарояна «В горах мое сердце».
Последние годы занимался литературной деятельностью.
Снимался в кино: «Великий воин Албании Скандербек» и др.
Соч.: По театрам мира. Л; М., 1937; Взгляд в прошлое. Ереван, 1956– 1957 (2-е изд. 1989 на рус. яз.); Долг сердца. Ереван, 1959; Соч.: В 5 т. Ереван, 1979–1983 (последние три изд. на арм. яз.).
Лит. ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Ваграм Папазян: Жизнь и сцен. деятельность. Ереван, 1959; В. Папазян: К 85-летию со дня рождения. Ереван, 1974 (обе кн. на арм. яз.).
Арх.: АТ (Личный листок по учету кадров В.К. Папазяна).
Соколинский, Е. Папазян В.К. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 539-540.
Читать далее