В АТ занимал должность режиссера-ассистента. Поставил сп. «Бойцы» (1934). Пресса сообщала: включив в репертуар «Бойцов» — «структурно рыхлую пьесу с очень неглубокой разработкой образов», — театр предпочел «работать за свой страх и риск, создавая ценности из скудных данных текста». Постановка держится, главным образом, «благодаря мастерству артистов». Лучшее, что есть в этом спектакле «о современной Красной армии, борющейся за освоение техники, готовой к новым боям», — это игра на контрасте комического и драматического, которую ведет Б.А. Горин-Горяйнов — создатель образа «подлинно положительного героя, старика ученого, сумевшего понять… новый общественный строй и новых людей» (Залп. 1934. № 5. С. 37. — В. Друзин, М. Бродский). «Вдумчивое, внимательное, реалистическое исполнение подымает пьесу на большую высоту». Из постановочных сцен «эффектна только заключительная панорама ночных маневров» (РиТ. 1934. № 8. С. 9. — А. Слонимский). Затем Дарвишев был в АТ ассистентом режиссера сп. «Портрет». В те же годы сотрудничал с самодеятельными коллективами, писал режиссерские комментарии к пьесам для кружков художественной самодеятельности.
Из АТ перешел во Второй Белорусский гос. театр (сейчас Белорусский академический театр им. Янки Купалы), где дебютировал как пост. «Бойцов» тоже в 1934. Поставил сп.: «Любовь Яровая», «Бесприданница» (оба в 1936), «Война — войне» (1937). «Бесприданница» входила в число трех первых постановок пьес Островского в Белоруссии и, несмотря на обострение социальных конфликтов, ведущее к схематизации образов, пользовалась большим успехом у зрителей. С 1938 работал в Саратовском драм. театре им. К. Маркса. Его дебют здесь, «Враги», осуществлялся под влиянием мхатовской трактовки. В 1939 был показан сп. «Чернышевский». Высоко оценив режиссерские способности и «большие усилия» Дарвишева, рецензент назвал эту постановку «несостоявшейся» из-за неправильного выбора пьесы и неверной ее театральной ориентации (см.: Театр. 1940. № 1. С. 60. — Б. Берковский).
Соч.: Вступительная ст. и режиссерские комм. к пьесам // Сб. водевилей для драм. самодеятельного кружка. Л., 1935. С. 6–18, 35–46, 77– 92, 120–126, 149–158, 177–182; Наша работа над пьесой «Война — войне» // Витебский пролетарий. 1937. 20 марта.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Любович А. Пьесы А.Н. Островского на белорус. сцене. Минск, 1971. С. 19–29; Тэатральная Беларусь: Энцыклапедыя. Мiнск, 2002. Т. 1. С. 335.
Арх.: АТ (Личная учетная карточка В.А. Дарвишева).
Сбоева, С. Дарвишев В.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 249.
Читать далее