Вернуться
Казико Ольга Георгиевна, артистка, режиссер, педагог
Казико Ольга Георгиевна, артистка, режиссер, педагог
Персоналия
Казико Ольга Георгиевна
Годы жизни
12(25).04.1900, Санкт-Петербургская губерния - 05.11.(04.10 - в СТД СПб.).1963, Ленинград, похоронена на Красненьком кладб.
Вид деятельности
Артистка, режиссер, педагог
Звание
Народная артистка РСФСР (1956)
Период работы в театре
1922, 1924 — 1925
Биография
В 1918 окончила Екатерининскую женскую гимназию, затем в 1922 Школу актерского мастерства в Петрограде (вольная мастерская Л.С. Вивьена и Н.И. Комаровской). Выступать на сцене начала как актриса Театра-студии при АТ. С 1922 выезжала на гастроли в провинцию. Летом 1922 выступала в Витебске на сцене Первого губ. показательного тетра, роли: Клариче, Беатриче («Слуга двух господ»), Рози («Бой бабочек»), Дортка («Эльга»), Раутенделейн («Потонувший колокол») и др. Летом 1923 и весной 1924 играла в Смоленском театре. В сезоне 1923/24 исполняла множество эпизодических и небольших ролей на сцене петрогр. театров Вольная Комедия и Балаганчик. Летом 1925 служила в Одессе, сезон 1925/26 — в Украинском драм. театре им. Т. Шевченко (Киев), сезон 1926/27 — в Кременчуге, среди ролей: Розита («Розита»), Анна («Дом страданий»). Пятилетняя гастрольная деятельность актрисы была вызвана неудовлетворенностью работой в Петрограде-Ленинграде. Зато «уже ранние рецензии (1923 и 1924) отмечали отличные актерские данные О.Г. Казико, присущие ей обаяние… „искренность, большой темперамент“». При 2-й встрече с актрисой смоленский обозреватель писал, что Казико «„сделала значительный шаг в технике: у актрисы появилась большая уверенность в себе“. При отъезде из Смоленска „публика тепло прощалась со своей многообещающей любимицей“» (РО б-ки СТД СПб. Инв. № 2171-М). Сезон 1924/25 Казико входила в основной состав труппы АТ. В ее репертуаре: 2-я девушка («Царь Эдип»), Елена, Астрага («Когда спящий проснется»), 3-я княжна («Горе от ума»), Татьяна Русских («Иван Козырь и Татьяна Русских», сп. Театра-студии). С 1927 состояла в труппе БДТ. На этой сцене первые удачи актрисе принесли лирико-комедийные роли: Валя («Заговор чувств»), Мурка («Линия огня»), Маша («После бала»). С годами в ее игре все отчетливее проявлялись легкая ирония либо острая сатира — в подчеркивании собственного отношения к героиням и глубокий драматизм. К осн. ролям К. относились: Любовь Яровая («Любовь Яровая»), Ксения («Разлом»), Елена («Мещане»), Юлия Филипповна («Дачники»), Татьяна Луговая («Враги»), Шурка («Егор Булычов и другие»), Живоедиха («Смерть Пазухина»), бабушка («Обрыв»), Елизавета Прокофьевна Епанчина («Идиот»), графиня-бабушка («Горе от ума»). К. достигала «мгновенного эмоционального возбуждения огромной силы, непосредственно заражающего аудиторию. …И это результат не только вдохновения, но и огромной техники. Соединение точного расчета с величайшей страстностью — одно из самых пленительных свойств артистки» (Театр. 1940. № 7. С. 84. — И. Любинский). Об игре Казико в «Идиоте» (1-я ред. Г.А. Товстоногова, 1957) Н.А. Рабинянц писала: «Бы ли в Елизавете Прокофьевне Казико чистота „породы“, духовный аристократизм, в силу которых ее чуть-чуть экстравагантная манера, то ласковая, то неожиданно резкая, то детски обидчивая, обретала удивительное обаяние» (Театр и драматургия. Л., 1976. Вып. 6. С. 58). Выступала Казико и в качестве режиссера в спектаклях: «Безработным любить запрещено» (1936), «Младший партнер» (1951), «Рюи Блаз» (совм. с И.С. Ефремовым и И.С. Зонне, 1952), «Строгая девушка» (с Г.Г. Никулиным, 1952), «Сердце не прощает» (1955). Была преподавателем кафедры сценической речи, руководила Хакасской студией (1951–1956) в ЛГТИ. Соч.: Моя работа на сцене // РиТ. 1934. № 7. С. 6; Вопросы воспитания в нац. мастерской // Сц. педагогика. Л., 1988. Вып. 3. С. 43–47. Лит.: ТЭ; СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Цимбал С. Горьковский стиль // Сов. иск-во. 1948. 18 дек. С. 3; Млечин В. Путь к творческой зрелости // Театр. 1949. № 9. С. 63–75; Персидская О. Ольга Георгиевна Казико // Театр. 1957. № 45. С. 5–6. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 2-к. Т. 16. Л. 91–107; ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 1. Д. 417. Л. 59; Д. 494. Л. 4, 28; Д. 661. Л. 15; Оп. 3. Д. 1424. Сбоева, С. Казико О.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 326-327.