Персоналии
Романов Эрнст Иванович, артист, режиссёр, театральный педагог
Романов Эрнст Иванович, артист, режиссёр, театральный педагог
Персоналия
Романов Эрнст Иванович
Годы жизни
09.04.1936, г. Серов Свердловской обл.
Вид деятельности
Артист, режиссёр, театральный педагог
Звание
Народный артист Российской Федерации (1994)
Период работы в театре
Биография
Лауреат Государственной премии СССР (1980). Награжден Почетной грамотой Президента РФ (2011). Окончил в 1957 ГИТИС (класс В.А. Орлова). Работал в Ростовском-на-Дону театре им. Ленинского комсомола (1957–1959) — Очкарь («Именем революции»), Петя Трофимов («Вишневый сад»), Василий Шуйский («Царь Федор Иоаннович»), Удря («Безымянная звезда»); в Рязанском областном театре драмы (1959–1960) — Тузенбах («Три сестры»); в Русском драматическом театре ЭССР (Таллин, 1960–1969); в Киевском театре им. Леси Украинки; в Рижском театре русской драмы; в Театре им. Ленинского комсомола (Л) (1969–1971) — Бэкингем («Три мушкетера»), Алексей («Дни Турбиных); в МДТ (Ленинград); в Студии киноактера при киностудии «Ленфильм» (1974–1993); в Театре на Литейном (1994–1995) — пастор Мандерс («Привидения»), Забелин («Кремлевские куранты, или Приезжайте к нам лет этак через…»; в БДТ (1995–1998) — Дункан («Макбет»), Ростанев («Фома»); в театре Комедии — Муромский («Свадьба Кречинского»); в театре «Русская антреприза» им. А. Миронова — Дорн («Чайка»), Фирс («Вишневый сад»), там же поставил сп. «Моя парижанка». Преподавал в петербургском Лицее драматического искусства. С 1999 преподает в Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Снимается в кино. Актер широкого жанрового диапазона. Ему удаются и герои, и острохарактерные персонажи. В его репертуаре были как утонченно-деликатный, застенчиво-добродушный Ростанев («Фома»), умница, интеллигентный Муромский («Свадьба Кречинского»), так и эксцентричный Епиходов («Вишневый сад»). В АТ большую часть его репертуара составляли разнообразные персонажи амплуа «социального героя», среди них Сергей («Иней на стогах»), Левушка («Сказки старого Арбата»), Огибалов («Иней на стогах»), главный инженер («Из жизни деловой женщины»). Рядом с ними был созданный красками острой комедийной характерности Антонио («Много шуму из ничего»), сыгранный легко и грациозно, в сложном виртуозном рисунке Епиходов («Вишневый сад»). «Походкой его способ передвижения не назовешь. Это что-то до изумления странное. Жест его ломок, причудлив. Округлых движений он не признает — только угловатые. А как говорит! Слова расползлись из его фраз, паузы вонзились между ними, как им того хотелось, говорящего не спросясь. И не „двадцать два“, а сто двадцать два у него несчастья, а вернее сказать, — одно единственное, непрерывное. Это буфф, клоунада, крайнее заострение. Все так, если бы не печальный взгляд затравленного зверька, не бегающие в агрессивном отчаянии глазки словно нюхающего воздух Епиходова. Что-то в облике его мелькнет вдруг горькое, детское, от того мальчишки, который как белая ворона среди сверстников. А потом опять бравада. Восторженно и непонятно объясняет себя. Он вдохновенен на своих „полусогнутых“. Епиходову важно высказаться. Он никого не слышит» (Театр. 1972. № 10. С. 19–20. — А. Свободин). Лит.: Репертуар АТ (ук.). Арх.: АТ (Л. д. Э.И. Романова). Мальцева, О. Романов Э.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 602-603.