Вернуться
Глинская Софья Павловна, артистка
Глинская Софья Павловна, артистка
Персоналия
Глинская Софья Павловна
Годы жизни
16(28).03.1865, Ярославль - ?
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
01.08.1893 — 31.08.1903 и 1921 — 1922
Биография
Урожденная Аляксинская, по мужу Медведева. Муж — актер, режиссер АТ П.М. Медведев. В 1885 поступила на Драм. курсы московского императорского Театрального училища, где играла в сп. «Месяц в деревне», «Соль супружества» и др., тогда же принимала участие в поездках труппы Н.Н. Соловцова (Киев, Харьков, Кременчуг, Полтава). В 1886 была принята в московский Малый театр, выступала под фам. Аляксинская. Вскоре по семейным обстоятельствам оставила императорскую сцену, уехала в Самару и вошла в антрепризу П.М. Медведева. Следующие 4 года играла в крупных провинциальных городах, ее партнерами были П.А. Стрепетова, М.Г. Савина, В.Н. Давыдов, К.А. Варламов. Зимний сезон 1888/89 работала в Театре Корша. В 1893, когда П.М. Медведев стал главным режиссером петербургской русской драматической труппы, Глинская дебютировала на сцене АТ в ролях Сонечки («Перемелется — мука будет») и Тугиной («Последняя жертва», роль Флора Федулыча Прибыткова впервые исполнял Медведев). Была принята на амплуа гранд-кокет и драматические роли. Актриса отличалась изяществом и красотой. Ю.М. Юрьев запомнил: во время своих гастролей в АТ (1899) знаменитый итальянский трагик Т. Сальвини «очень заинтересовался внешностью артистки Глинской, игравшей незаметные роли, и все время увивался около нее, игнорируя общество наших премьеров» (Юрьев. Т. 2. С. 154). В репертуаре Глинской были и вторые, и главные роли. К лучшим работам актрисы в АТ относились: Мария Петровна («Вечер в Сорренте»), Мария Сергеевна («Запутанное дело»), Карская («Из-за мышонка»), Софья («Недоросль»), донна Фениза («Чем ушибся, тем и лечись»), Надежда Михайловна («Друзья-приятели», Глинская заменила М. Г. Савину в гл. роли), Эльза («Бой бабочек»), Доримена («Хоть тресни, а женись»), Купавина («Волки и овцы»), Белина («Мнимый больной»), Бьянка («Отелло»), Ирина Лавровна («Последняя жертва», заменяла В. И. Мореву). В 1903 ушла из труппы из-за болезни. Вернувшись в АТ, в 1921–1922 выступала в ролях Кручининой («Без вины виноватые») и Карениной («Живой труп»). Др. роли: Александра Ивановна («Картинка с натуры»), Барская («Общество поощрения скуки»), Озерецкая («Путем благородства»), Вера («Сорванец»), Софья Васильевна («Приличия»), Клара («Соломенная шляпка»), Бианка («Укрощение строптивой»), Аделаида («Без собаки быть бы драке»), Аглаева («Воздушные замки»), Клэр («Фромон младший и Рислер старший»), Адда («Гибель Содома»), Марья Ильинишна («Кручина»), Луиза («Пир во время чумы»), Варвара Ардалионовна («Идиот»), Анна Павловна («Доходное место»), Рыбницына («Цена жизни»). Лит.: ССД; Репертуар АТ (ук.); Театр, музыка и иск-ва // БВед. 1893. 3 апр. С. 3; С.-Петербург. Рус. драм. театр // ЕИТ. 1892/93. С. 159; ЕИТ. 1893/94–1902/03; Наши петерб. артисты: 300 портретов / Сост. Л.М. Карачунский. СПб., 1896. С. 7; Хроника // ЖИ. 1921. 30 авг. С. 3; Юрьев (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2031; ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 3. Д. 782. Сбоева, С. Глинская С.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 206.