Урожденная Шадурская.
Детство провела в Ташкенте, где служил ее отец генерал Леонид Викторович Шадурский. В 1890-е приехала в Петербург. В 1902 окончила Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс В.Н. Давыдова). Будучи студенткой 2-го курса выступала на сцене АТ в составе хора («Ипполит»).
Одна из первых исполнительниц ролей в символистских пьесах западных и отечественных авторов, таких, как С. Пшибышевский, Ю. Жулавский, М. Метерлинк, Л.Н. Андреев. С драматургией Пшибышевского Юренева впервые встретилась на 3-м курсе Театрального училища, сыграв Ирену в «Золотом руне» со студентами Ю.Э. Озаровского. Наряду с Е.Н. Рощиной-Инcаровой Юреневу считали обладательницей самого интимного и искреннего актерского дарования после В.Ф. Комиссаржевской. Главной темой творчества Юреневой была стихия любовных переживаний. Женственные и притягательные, противоречивые и загадочные, героини Юреневой являлись объектом подражания для многих ее современниц. Игре Юреневой был присущ индивидуальный модернистский излом, напевность речи, намеренная незавершенность интонаций, импульсивная эмоциональность, отточенная исполнительская техника, составлявшие особый сценический стиль актрисы. «Моей основной темой была тема любви... как всеопределяющего содержания жизни женщины... А правдивое и глубокое изображение страданий от любви представлялось достойной искусства, высокой задачей» (Юренева В. Записки актрисы. М.; Л., 1946. С. 118–119).
По окончании Драматических курсов один сезон Юренева провела в АТ. Роли: дама («Плоды просвещения»), Марина Мнишек («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»), Анна Ивановна Хоробиткина («Просители») и др.
В 1903–1911 играла в провинции: Одессе, Киеве, Харькове, Новочеркасске, Ростове-на-Дону и других городах. Здесь она впервые сыграла Бронку («Снег»), Регину («Привидения», 1904), Нору («Кукольный дом», 1909). По свидетельству Ю., роль Норы «вскоре стала основной» в ее репертуаре (Там же. С. 110). В провинции любимым автором Юреневой оставался Пшибышевский, пьесы которого переводил для нее ее второй муж А.С. Вознесенский (Бродский). «Работая над пьесами Пшибышевского, я поняла важнейшую вещь — внутреннее движение роли. <...> ...Мои героини... жили в сущности какой-то „полунебесной“ жизнью, вне быта» (Там же. С. 78–79).
В 1911–1914 и в 1916–1918 была ведущей актрисой Театра К.Н. Незлобина, выступая попеременно на московской и петербургской сценах этого театра. Лучшие роли: Бронка, Конча в «Женщине и паяце», Маргарита в «Фаусте» (пост. Ф.Ф. Комиссаржевского), Психея в «Эросе и Психее», Елена Николаевна в «Ревности», Катерина Ивановна в одноименной пьесе Андреева, Раутенделейн в «Потонувшем колоколе», Мария Магдалина в одноименной пьесе Метерлинка.
В 1914–1915 играла в московском Драматическом театре Суходольских (Юлия в «Графине Юлии» и др.).
В 1918–1919 выступала в бывшем Соловцовском театре в Киеве, играя Консуэллу в пьесе «Тот, кто получает пощечины», Викторию в «Истории одной любви» по повести К. Гамсуна, Настю в «На дне». Самой известной ролью Юреневой в Киеве стала роль Лауренсии в «Овечьем источнике» в пост. К.А. Марджанова. Сезон 1919/1920 провела в Москве в бывшем Театре Корша, где играла одну из самых любимых ролей своего репертуара — Ларису в «Бесприданнице».
В 1920–1922 в АТ Юренева сыграла Катерину Ивановну, Риту во «Всех скорбящих», Марину Мнишек в «Сцене у фонтана» из «Бориса Годунова» в «Пушкинском спектакле», Зиниду в «Тот, кто получает пощечины». Наиболее «урожайным» на новые роли в АТ стал для Юреневой 1923: Клеопатра в «Антонии и Клеопатре» (в очередь с Е.И. Тиме), Катерина в «Грозе» (в очередь с А.П. Есипович), графиня Митси фон Гаторб в «Канцлере и слесаре», Грета в «Эугене Несчастном» (на сцене бывшего Михайловского театра, в очередь с Е.О. Гидони и Н.С. Рашевской). Клеопатра и Катерина стали любимыми образами Юреневой в этот период ее творчества. В 1924 Юренева покинула АТ и вернулась в его труппу в 1936, после закрытия МХАТ 2-го. Сыграла Существо в спектакле «Трус».
В 1930–1936 — в МХАТ 2-м: Виоланта в «Испанском священнике» (1934) и др.
В 1939–1947 выступала как чтица, исполняла произв. Золя, Беранже, Чехова, участвовала в литературно-музыкальном спектакле «Пер Гюнт» (роль Озе) с В.Н. Яхонтовым, с которым много работала в этот период.
В 1947–1955 — актриса Литературно-драматического театра ВТО.
Другие известные роли Юреневой в разных театральных коллективах: Анна Каренина, Татьяна («Хищница»), Жена Человека («Жизнь Человека»), Оль-Оль («Дни нашей жизни»), Элиза («Пигмалион»).
В начале 1920-х Юренева преподавала на театральном отделении петроградского Института живого слова.
В 1913–1917 снималась в кино (в основном на студии А.А. Ханжонкова), была одной из наиболее интересных и известных актрис российского экрана: Вера в «Обрыве» (1913), Анна Бецкая в «Женщине завтрашнего дня» (2 сер., 1914 и 1915), Ира в «Королеве экрана» (1916), Катя Дунаева в «Невесте студента Певцова» (1916), Елена Чернецкая в «Товарищ Елена» (1917). Автором сценариев всех фильмов кроме «Обрыва» был ее муж А.С. Вознесенский. После 1917 в кино не снималась.
Соч.: Женщины театра. Пг., 1923; Актрисы. М., 1925; Мои записки о китайском театре. [М.], 1928; Владимир Яхонтов // Сов. театр. 1932. No 12. С. 22–25; «Неужели действительно так было?» // Киноведческие зап. 2004. No 66. С. 263–280.
Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Витвицкая Б. Театр Незлобина // ТиИ. 1917. No 41. С. 709–710; Данилов С.С. О провинц. театре // Рус. провинц. театр. Л.; М., 1937 (ук.); Дейч А. Легендарный спектакль // К.А. Марджанишвили. Тбилиси, 1958. С. 442–453; Дейч А. Голос памяти. Театр. впечатления и встречи. М., 1966. С. 40–50, 187–188, 190, 196–198, 202; Вознесенский А.С. Кинодетство: (Глава из «Книги ночей») // Иск-во кино. 1985. No 11. С. 85, 87, 89, 92; МХАТ Второй (ук.).
Арх.: АТ (Личная учетная карточка В.Л. Юреневой; Лицевые счета сотрудников театра. 1936).
Кириллов, А. Юренева В.Л. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 815-816.
Читать далее