Настоящая фамилия Архипов.
Происходил из купеческой семьи. Молодые годы А. провел в подмосковном селе Абрамцево. С 15 лет участвовал в спектаклях, устраиваемых купцом С.В. Алексеевым — отцом К.С. Станиславского. Окончил юридический ф-т Моск. университета и театральную школу А.Ф. Федотова. Был актером и режиссером Общества искусства и литературы в Москве. После ухода Станиславского возглавлял его. На даче А. в Пушкино велись репетиции спектаклей 1-го сезона МХТ. «Здесь сложились его театральное мировоззрение, вкус и понимание задач театра, которые он пронес через всю свою работу» (РиТ. 1926. № 13. С. 14).
В 1903 А. вышел из сословия присяжных поверенных и дальнейшую свою жизнь посвятил искусству. Летом 1903 руководил труппой актеров (театр «Аквариум»), где в сп. «Жаворонок» играла В.Ф. Комиссаржевская. С 1904 жил в Петербурге. Ставил спектакли в Театре В.Ф. Комиссаржевской (1905–1906). В сент. 1905 возобновил «Дачников» режиссера И.А. Тихомирова, воспринятых как общественное событие и запрещенных полицией в янв. 1905 из боязни политических выступлений. Среди его постановок были: «Свадьба», «Дети солнца», «Дикарка», «На пути в Сион», «Крик жизни» — с участием Комиссаржевской, а также «Росмерсхольм», «Завтрак у предводителя», «Праздничный сон — до обеда». Летом 1906 на собраниях труппы он полемизировал с Мейерхольдом, который объявил войну быту на сцене. В нояб. 1906 Комиссаржевская сообщила А. о разрыве с ним из-за несовпадения взглядов. Летом 1907 он руководил актерским товариществом Театра Всероссийского спортивного клуба в Кононовском зале. В марте–апреле 1907 служил режиссером в Современном театре (созданном Н.Н. Ходотовым). Осенью 1907 показал на сцене Петербургского театра В.А. Неметти «Детей Ванюшина».
С 1908 по 1915 был ведущим режиссером Театра Литературно-художественного общества (Суворинского). Дебютировал здесь в «Двенадцатой ночи». Тяготел к постановке драм и трагедий классического рус. репертуара, обращался к драматургии Ибсена и Гауптмана, являясь проводником театр. идей московских новаторов. С 1907 преподавал в Театр. училище им. А.С. Суворина, его учеником был М.А. Чехов. «Н.Н. Арбатов своими постановками научил меня ценить тонкость и четкость сценической работы, — писал актер много лет спустя. — Под его влиянием я начал впервые ощущать, какое значение имеет на сцене четкая форма. Правда, все его постановки были задуманы исключительно в плане натуралистическом и бытовом, то есть в плане, по существу своему не допускающем никакого стиля (а без стиля нет искусства), но тогда меня не волновали вопросы такого рода и я воспринимал в постановках Арбатова форму как таковую. Арбатов любил и понимал форму. Иногда он приглашал меня к себе, и я мог наблюдать, как искусно и тонко создавал он свои прекрасные макеты» (Чехов М. Лит. наследие: В 2 т. М., 1995. Т. 1. С. 53– 54). Чехов называл трудоспособность режиссера «поразительной»: «Он не только ставил пьесы в театре, преподавал в школе и целыми ночами работал у себя дома, но он успевал также проводить сложные и ответственные работы на стороне» (Там же. С. 52). Одной из таких работ был цикл вечеров, посвященных истории русского театра. Его подготовили студенты Театр. училища им. Суворина в 1907 и показали Николаю II в Царском Селе.
В 1916 А. попробовал себя в качестве кинорежиссера (фильм «Олеся»).
После 1917 был назначен главным режиссером театра Гос. Народного дома. В 1918 по инициативе А.В. Луначарского начал работать в художественном коллективе при Фотокинокомитете. Входил в первый состав режиссеров БДТ. Через месяц после его открытия — 15 марта 1919 — состоялась премьера сп. А. «Много шуму из ничего».
В 1920 возобновил на сцене АТ сп. «На всякого мудреца довольно простоты». В 1921–1922 занимал пост его главного режиссера. В АТ и петроградском Малом театре поставил сп.: в 1921 — «Царь Федор Иоаннович» (мхатовские репетиции этой пьесы он наблюдал еще в Пушкино), «Коварство и любовь» (для 1-го выхода вернувшегося из БДТ в труппу Ю. М. Юрьева), «Дети Ванюшина», «Живой труп», «Звезда», «Король и поэт», «Вечерняя зоря»; в 1922 — «Тартюф», «Старый Гейдельберг», «Обрыв»; в 1923 — «Леди Фредерик», «Уриэль Акоста». Постановка А. «Коварство и любовь» возобновлялась в театре в 1928, 1940 и 1948. С авг. 1922 являлся постоянным членом Художественного совета АТ.
Когда «Живой труп» давался впервые, борьба «человека среднего» — не героя «со злом, самым настоящим, с несвободой людской, с ложью на лжи построенного общества, с государством» была «чересчур нова», — сообщал критик. И отмечал: «Важно, что теперь… создание великого мастера [Л.Н. Толстого] смотрится с одинаково захватывающим интересом как рецензентами, так и публикой…» — благодаря историческим переменам и чуткости к ним режиссера А., исполнителя роли Федора Протасова Р.Б. Аполлонского, актерского ансамбля (ЖИ. 1921. 4 окт. С. 1. — П. Сторицын). Даже при предвзятом отношении к драме немецкого писателя Ф.-А. Бейерлейна «нельзя не поддаться тому очарованию спектакля, которое дал академический ансамбль в „Вечерней зоре“», каждый актер, «вплоть до выходных фигур, дает яркий, сочный тип» (ЖИ. 1922. 10 янв. С. 2. — Л. Арнс). «Приятно было смотреть не пьесу, а ансамблевое ее исполнение. Постановка „Вечерней зори“ доказала с очевидностью наличие сил и ансамбля, но и указала наглядно также на то, что многим из труппы академического театра негде развернуться… в ограниченных рамках его репертуара» (Там же. — Н. Дмитриев).
Часть критиков видела в А. режиссера АТ, стремившегося выдержать «стиль во всех академических тонкостях». «Стар этот „Старый Гейдельберг“, но все же мил он в своей старости, по-прежнему увлекателен и по-прежнему ароматен ароматом романтизма» (ЖИ. 1922. 21 февр. С. 4. — Л. Арнс). Сезон 1923/24 А. снова был гл. режиссером в Гос. Нар. доме. Активно занимался пед. деятельностью: преподавал на частных драматических курсах; руководил классом в Школе русской драмы (ушел в июне 1924). При его участии была организована 1-я в России киношкола (позднее институт и техникум экранного искусства), в ней А. работал и после вынужденного (по болезни) ухода из театра. «Он принадлежал к тому типу режиссера, для которого целостность художественного впечатления спектакля стояла на главном месте. Он одинаково добросовестно изучал во всех мелочах автора, эпоху, культуру, характеры пьесы и всегда умел находить удачные принципы постановки, всегда блестяще умел использовать неподвижный сценический аппарат старого театра. Его надо отнести к той группе режиссеров недавнего прошлого (как Озаровский, Санин и др.), которые своею культурою и глубоким пониманием художественных задач театра как бы служили переходной ступенью от кустарнического режиссерского прошлого к сложной художественной и общественной работе режиссера наших дней» (ЖИ. 1926. № 13. С. 12. — А. Брянский). «Многочисленные макеты, которые он собственноручно сделал и которые… найдут свое место в музее, его рисунки являются наглядным, документальным доказательством той большой, художественной режиссерской работы, которую он проделывал для каждой своей постановки» (РиТ. 1926. № 13. С. 14. — В. Боцяновский).
Лит.: ТЭ; Двадцатилетие театра им. А. С. Суворина, 1895–1915. Пг., 1915. С. 69–71; Розенталь Н. Театр. впечатления. «Уриэль Акоста» Гуцкова с П. В. Самойловым в Акад. драм. театре // Еженед. петрогр. гос. акад. театров. 1923. 25 марта — 1 апр. С. 5–6; Дух Банко [Д. И. Гликман]. Леди Фредерик: Акад. Малый оперный театр, бывш. Михайловский // Там же. С. 6–7; Н. Н. Арбатов // Вест. работников иск-в. 1926. № 7. С. 22; Петровская, Сомина (ук.); Рыбакова Ю. В. Ф. Комиссаржевская: Летопись жизни и творчества. СПб., 1994 (ук.); Репертуар АТ (ук.). Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 3. Д. 151.
Сбоева, С. Арбатов Н.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 82-83.
Читать далее