Вернуться
Гидони Евгения-София Осиповна (Иосифовна), ученица Школы русской драмы, артистка
Гидони Евгения-София Осиповна (Иосифовна), ученица Школы русской драмы, артистка
Персоналия
Гидони Евгения-София Осиповна (Иосифовна)
Годы жизни
31.12.1901(13.01.1902), Ковно — 23.12.1954, Ленинград, похоронена на Большеохтинском кладбище.
Вид деятельности
Ученица Школы русской драмы, артистка
Период работы в театре
1918 — 1922, 1922 — 1925
Биография
Окончила женскую гимназию императрицы Марии Александровны с золотой медалью. В 1922 — Школу русской драмы при АТ, ее учителями были Е.П. Карпов, Ю.М. Юрьев, Л.С. Вивьен. В 1920 играла в 6-й передвижной труппе Политпросвета ПВО. Выступать на сцене АТ начала в студенческие годы — была занята в массовых сценах сп. текущего репертуара «Декабрист», «Горе от ума», «Светлый бог», «Тот, кто получает пощечины» и др., с 1922 — актриса-сотрудница. С сезона 1923/24 входила в штат актеров Театра-студии. Исполняла выходные («Маскарад»), небольшие, вторые и ведущие роли; заменяла Е.И. Тиме, В.Л. Юреневу, Н.С. Рашевскую, В.А. Мичурину-Самойлову в первых ролях. В репертуаре Г. были: эльф («Потонувший колокол»), Гимелла («Шут Тантрис»), Анна Вельцель («Ткачи»), Леонора («Рыцарь Ланваль»), Хармиана («Антоний и Клеопатра»), Ваноцци («Торжество в Венеции»), Зинида («Тот, кто получает пощечины»), Мирра («Сарданапал»), Грета («Эуген Несчастный»), леди Мильфорд («Коварство и любовь»), леди Венлей («Авантюрист»), баронесса Штраль («Маскарад»), Елена («Когда спящий проснется»), леди Чилтерн («Идеальный муж»), герцогиня Мальборо («Стакан воды»). Принимала участие в гастрольных спектаклях АТ в Москве (1926). Характеризуя исполнителей «Сарданапала», о Г. С.К. Абашидзе писал: «Это — молодая актриса с несомненными данными героини, которых так мало на русской сцене. Она обладает сильным, гибким голосом, прекрасной фигурой, выразительным лицом. Заметно еще отсутствие необходимого опыта… в частности… в том, что она в Мирре „переигрывала“. Находясь под влиянием Юрьева, Гидони давала больше отвлеченного пафоса, чем это уместно в любящей ассирийского царя, но гордой и униженной в своем достоинстве рабыне-гречанке. Необходимо дать больше человечности, исходящей от глубины страдающего женского существа… Но все же и она… образец благородной, хотя и сухой, театральности» (Театр. 1924. № 10. С. 4–5). В 1920-е выступала также в петроградских и ленинградских театрах малых форм («Гиньоль», «Карусель», «Свободный театр») и на летней сцене Таврического сада. В пьесе Н.Я. Агнивцева «Снежинка» на сцене театра-кабаре «Карусель» (1924) Е.Л. Шварцу запомнилась именно Гидони: «Считалась она восходящей звездой, крепко стояла на почве… Красивая, несколько большеголовая, черноглазая, обладавшая низким, сильным голосом, она имела все данные, чтобы стать героиней — амплуа, считавшееся редким. В „Снежинке“… Гидони низким своим голосом читала агнивцевские стихи. …Лиловый свет мертвил лицо, но все слушали с уважением… И ей долго аплодировали» (Предчувствие счастья. М., 1999. С. 66). В кон. 1927 вышла замуж за литовского предпринимателя М.С. Копельмана и уехала в Каунас. В марте 1928 выступала на благотворительном литературно-музыкальном вечере памяти Н.А. Некрасова в русской гимназии. В июне того же года участвовала в гастрольных спектаклях группы актеров АТ на сцене Каунасского Летнего театра, играла герцогиню Мальборо и леди Чилтерн. В феврале — марте 1930 гастролировала в Рижском театре русской драмы, с выездами в Лиепаю и Даугавпилс, играла роль княгини Серпуховской («Любовь — книга золотая»). В сент. 1933 в гастрольных спектаклях пражской группы актеров МХАТ в Каунасе исполняла роли Мей («Сверчок на печи», с участием М. Чехова) и Савеловой («Мысль», с участием Г. Хмары). В 1933–1934 выступала на литературных вечерах, в 1934 играла роль Мани («Чужой ребенок») в постановке русской труппы при каунасском обществе «Культура и Жизнь». С 1927 по 1940 многократно выезжала в Париж, Лондон, Берлин и Прагу. Всю жизнь увлекалась модой, переписывалась с известнейшими домами мод. Три первых года Великой Отечественной войны Гидони с семьей находилась в каунасском гетто. Весной 1945 вместе с сыном переехала в Вильнюс. Работала руководителем сектора эстрады Гос. филармонии Литовской ССР. С 1947 по 1949 входила в труппу Вильнюсского гос. русского драматического театра, среди основных ролей: Мэг («Русский вопрос»), Лилиан Шервуд («Губернатор провинции»), Вышневская («Доходное место»), герцогиня Мальборо («Стакан воды»). Лит.: Программы АТ; Репертуар АТ (ук.); АК-театры. Драма // Театр. 1923. № 13. С. 17; Абашидзе С. Когда же, наконец, спящий проснется // РиТ. 1925. № 5. С. 12–13; Новая артистка Театра рус. драмы Е.О. Гидони // Сегодня, Рига. 1930. 29 янв. С. 8; Вербинина. С. 86, 99, 112, 213, 224, 247, 255; Мейерхольд репетирует: В 2 т. М., 1993. Т. 2. (ук.); Пушкин в эмиграции. 1937. М., 1999. С. 641. Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 259. Оп. 2. Д. 259; Ф. 260. Оп. 3. Д. 764; Ф. 286. Оп. 1. Д. 2. Л. 77; Д. 7. Л. 3 об.; Д. 10. Л. 63, 185, 262, 275, 298; Д. 12. Л. 15, 61, 82, 114, 119 об, 160, 162, 207, 264, 287, 306, 349; Д. 40. Л. 13; Личный архив Генри Копельман-Гидони, внука Е.И. Гидони. Сбоева, С. Гидони Е.О. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 202.