Персоналии
Тхоржевская Наталья Корнелиевна, артистка
Тхоржевская Наталья Корнелиевна, артистка
Персоналия
Тхоржевская Наталья Корнелиевна
Годы жизни
01(14).06.1889, Санкт-Петербург - 24.08.(06.09) 1925, Белград, похоронена на «Новом кладбище» Белграда
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
01.09. 1910 — 02.09.1917
Биография
По мужу Эрдели. Из дворянской семьи, дочь подполковника Корнелия Владиславовича Тхоржевского, известного журналиста и писателя, принимавшего участие в турецкой кампании 1877. В 1905 окончила Смольный институт «с шифром». В 1910 окончила Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс В.Н. Давыдова и В.И. Петрова) и была принята в АТ. Ее пребывание в АТ было коротким, но ярким. После незначительных ролей «на выходах» вроде пажа («Шут Тантрис») ее пригласил на главную роль Виолы в спектакль «Крещенский вечер, или Все, что хотите» («Двенадцатая ночь») режиссер Ю. Ракитин. Критик назвал игру Тхоржевской (и И. Лерского в роли сэра Тоби) «спасительной» для спектакля. «Г-жа Тхоржевская заметно выдвигается — она играет с тонкими нюансами, переживает свою роль» (ТиИ. 1912. No 40. С. 756. — Н. Тамарин [Н.Н. Окулов]). Спектакль имел такой успех, что был перенесен со сцены Михайловского театра на основную, что случалось крайне редко. Обеих исполнительниц центральных ролей, Тхоржевскую (Виола) и Н. Коваленскую (Оливия), заметил Мейерхольд и пригласил в свои спектакли, поменяв их амплуа. Коваленскую — на главну. «мужскую» роль («Стойкий принц»), а Тхоржевскую на роль Лилит («Заложники жизни»). Здесь Тхоржевская заменила М. Ведринскую, уже подготовившую роль, что вызвало скандал как в театре, так и в прессе. Лилит-Тхоржевская была принята пристрастно и получила много отрицательных отзывов. По мнению критики, Мейерхольду не удалось создать на сцене поэтический мир героини. «Может быть виновницей этого является неудачная исполнительница трудной роли Лилит г-жа Тхоржевская. В ее исполнении все выходило как-то неприятно, нарочито, мертво, не было внутренней гармонии между прекрасно переданным царством обыденного и царством мечтаемого. Г-жа Тхоржевская грубо разорвала эту связь, и танцы ее были не очень хорошим дивертисментом, вставленным без внутренней необходимости, и Лилит ее была какая-то оторванная от всей пьесы, нарисованная красками грубыми и преувеличенными, не было нежной лунной сказки Лилит, такой сладко обольстительной, так близко соприкасающейся с злой тусклостью наших дней» (Рус. худож. летопись. 1912. No 17. С. 233. — С. Ауслендер). Вскоре Тхоржевская покинула театр. В начале Первой мировой войны ушла на фронт сестрой милосердия. Вскоре вышла замуж за богатого помещика Бориса Николаевича Эрдели и после 1917 вместе с мужем уехала из России. В Югославии в г. Велика Кикинда Тхоржевская организовала Первую Русско-Сербскую Девичью гимназию, работавшую по правилам петербургского Смольного института. Тхоржевская занимала пост начальницы, а ее муж — инспектора классов и преподавателя музыки. По инициативе Тхоржевской гимназия силами воспитанниц издавала свой журнал «Черные пелеринки» (вышло 2 номера). С 1923, после личного ходатайства Тхоржевской, гимназия находилась под покровительством королевы Югославии Марии, а также российской императрицы Марии Федоровны. Опубликовала в Югославии на русском языке под фамилией мужа 3 книги: «Покер. История жизни одной собаки. Быль» (Белград, 1924), «Свободен. Повесть наших дней» (Сербия, 1925) и «Женщина. Повесть наших дней» (Новый Сад, 1925). Лит.: Чуваков; Обозрение театров. 1910. 18–19 апр. С. 16; АТ // Новая Студия. 1912. No 5. С. 20; Сергеевский Б.Н. Одна из лучших страниц рус. эмиграции // Новое рус. слово, Нью-Йорк. 1959. 14 июня. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 199; ИРЛИ, Ф. 289. Оп. 5. Д. 292; РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1. Д. 2467. Исмагулова, Т. Тхоржевская Н.К. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 732-733.