Васильева 2-я, по мужу Танеева.
Дочь актеров С.В. Васильева и Е.Н. Васильевой, внучка оперного певца Н.В. Лаврова. Сестры — Вера и Наталия — актрисы моск. Малого театра. До 16 лет училась в моск. пансионе г-жи Кнолль, где выступала в школьных постановках на франц. и нем. языках. Летом 1869 в Твери под псевд. Лелева играла в антрепризе матери, осенью того же года дебютировала в моск. Малом театре в роли Катеньки («Бедовая девушка»), затем выступала в ролях Евгении («Не всякому слуху верь») и Агнессы («Школа женщин»), в к-рой была «наивна без чаевничания», в игре ее проявилась «художественная простота, которая составляет отличительную черту истинного дарования» (Развлечение. 1870. 3. янв. — П.Г. Акилов). Офиц. зачислена в труппу в марте 1870. В её репертуар входили «роли с пением» в водевилях, роли серьезных молодых девушек в драмах и комедиях, также выступала в амплуа травести. Первая исполнительница роли Верочки («Месяц в деревне»).
В 1873 стала женой С.В. Танеева, организатора Моск. общественного театра, чиновника для особых поручений при моск. генерал-губернаторе В.А. Долгорукове. В апр. 1876 под псевд. Москвина играла в парижской антрепризе мужа. В 1878 после нового назначения мужа переехала с ним в Петербург и поступила в АТ. Дебютировала в роли Агнессы («Школа женщин»). Играла на сцене АТ до 1898, делила репертуар с М.Г. Савиной.
Среди ролей: Лиза («Горе от ума»), Лидочка («Свадьба Кречинского»), Маша («Гувернер»), Дашенька («Мишура»), Розина («Севильский цирюльник»), по поводу к-рой писали: «…г-жа Васильева одна из интеллигентнейших русских артисток; всякая исполняемая ей роль прекрасно задумана и верно понята; исполнение всегда отличается естественностью и ровностью» (Петерб. газ. 1882. 29 апр.), Куикли («Виндзорские кумушки»), Дуня («Не в свои сани не садись»), Ренева («Светит, да не греет»), Аннушка («На бойком месте»), Тугина («Последняя жертва») и др. Островский считал, что В. «актриса с умом, хорошо образованная, с хорошими манерами, но у ней нет ни сил, ни тона для больших спектаклей: она актриса комнатная, т. е. для домашних спектаклей. Она производит впечатление музыканта, хорошо играющего на скрипке, на которой вместо струн натянуты нитки»» (Т. 10. С. 214). По отзыву современника, «не столь „любимая“, сколько „уважаемая“ театралами за сработанное дарование, скромную, „симпатичную“ наружность и артистичную добросовестность», «играет с успехом же Васильева все больше „уважаемых“ лиц, добродетельных, „серьезных“ девиц и молодых дам, особенно из новых особенно в том случае, когда они — угнетенная невинность» (Суфлер. 1881. 25 янв.).
С 1898 по 1902, покинув сцену АТ, играла в провинции (в Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, Житомире, Казани, Старой Руссе, Ревеле, Гельсингфорсе и др.), где постепенно перешла на возрастные роли. Среди них Людмила Николаевна Градищева («Злоба дня»), Дарья Александровна Белова («Предрассудки»), в к-рой «неуловимыми мелочами, жестокими слезами она воссоздала такой прекрасный образ, который заставлял зрителя глубоко сострадать ему и плакать его невыплаканными слезами» (Волынь. 1900. 5 окт.), Степанида («Около денег»), «где она почти без слов, одним движением ресниц, одним поклоном головы, одним почти неуловимым жестом или подавленным восклицанием открывает перед нами интимнейшие тайны страдающей женской души, всю скрытую в ней бурю, всю неизбежность трагического исхода» (Волынь. 1900. 29 окт.).
В 1902 В. вернулась в АТ. «Уступая место молодым и перейдя на амплуа гран дам, Н.С. и в этом амплуа проявила те же, присущие ей, характерные черты: превосходную школу, глубокое постижение изображаемых характеров и сильную их передачу, основанную на предельном изучение духа эпохи и произведений драматургии» (ЖИ. 1920. 15 окт. — Н. Н-в). Среди ее ролей этого периода Хлестова («Горе от ума»), Анна Андреевна («Ревизор»), Анна Дмитриевна Каренина («Живой труп»), Толбухина («Плоды просвещения»), княжна Плавутина-Плавунцова («Холопы»), Надежда Антоновна Чебоксарова («Бешеные деньги»), Турусина («На всякого мудреца довольно простоты»), Харита Игнатьевна («Бесприданница»), Гурмыжская («Лес»), Мурзавецкая («Волки и овцы»). «У артистки есть своя область, где ее игра достигает виртуозности, — это те роли, в которых ей приходится на сцене воплощать аристократичность, барство со всеми положительными и отрицательными сторонами этого типа. Эта виртуозность складывается и в исполнении Васильевой Мурзавецкой» (Обозрение театров. 1909. 28 дек. С. 11).
С 1883 по 1889 В. член Театрально-литературного комитета, с 1883 преподавала в устроенной Д.Д. Коровяковым драматической школе, а с 1888 — на Драматических курсах петербургского императорского Театрального училища. В 1918 стала первым директором созданного тогда же Музея петроградских государственных театров.
Соч.: Отрывки из воспоминаний: Московский период, 1869–1878 // ЕИТ. 1909. Вып. 1. С. 1–8.
Лит.: ССД; ТЭ; Вольф, 3. С. 63, 65, 73, 74, 107; Гнедич. С. 4–6, 9, 11, 19, 21–23, 25, 28, 30, 32, 33, 35, 39, 41, 43, 44, 46, 47, 51, 52, 54, 58, 59, 61; Репертуар АТ (ук.); П. Г-ъ [Гнедич П. П.] Надежда Сергеевна Васильева: По поводу 25-летия ее деятельности на имп. сцене // ЕИТ. 1894/95. С. 333–338; Павел Павлович Гайдебуров: Лит. наследие: Воспоминания. Статьи. Режиссерские экспликации. Выступления. М., 1977 (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 25508; СПбГМТиМИ. Ф. 244.
Дымшиц, С. Васильева Н.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 153-154.
Читать далее