Вернуться
Ракитин Юрий Львович, артист, режиссер
Ракитин Юрий Львович, артист, режиссер
Персоналия
Ракитин Юрий Львович
Годы жизни
10(24).05.1882, Харьков - 21.07.1952, Нови сад, Сербия, похоронен на Успенском кладб.
Вид деятельности
Артист, режиссер
Период работы в театре
01.10.1911 — 1918
Биография
Настоящие имя и фамилия Георгий Леонтьевич Ионин. Родился в семье юриста, его отец, Лев (Леонтий) Алексеевич Ионин, служил секретарем при прокуроре Харькова. В 1902 приехал в Петербург и поступил на Драматические курсы императорского Театрального училища в группу В.Н. Давыдова и В.И. Петрова. Перед выпускными экзаменами выбрал псевдоним, его роль Лопахина в экзаменационном спектакле «Вишневый сад» (1905) отметил А.Р. Кугель. После работы в Театре-Студии при МХТ, «Товариществе новой драмы» и труппе МХТ поступил в труппу АТ помощником режиссера и актером. Первой режиссерской работой Ракитина была постановка «Двенадцатой ночи» Шекспира («Крещенский вечер») на сцене Михайловского театра, имевшая успех у публики и вызвавшей бурную дискуссию в прессе. Положительную оценку режиссерской работе Ракитина дали С. Ауслендер в Ежегоднике Императорских театров и В.Н. Соловьев в «Новой Студии» (1912. № 5. С. 11), нашедший постановку «грамотной», с сохранением «традиционных приемов английского старого фарса» и самого стиля комедийной игры Шекспира. Резко критические отзывы высказали о режиссуре спектакля К.И. Арабажин в «Биржевые вед.» и Н. Тамарин в «Театре и искусстве». Но «Крещенский вечер» понравился директору императорских театров В. Теляковскому, и последовало распоряжение перенести его на основную сцену. С 1911 по 1918 Рактини поставил в АТ (в основном на сцене Михайловского театра) 26 спектаклей, в т.ч. по классической драматургии: «Сон в летнюю ночь» (1916) и «Венецианский купец» (1916), «Ученые женщины» (1914) и «Проделки Скапена» (1914), «Благочестивая Марта» (1915); водевили «Стакан воды» (1917) и «Соперники» (1916), по рус. классике — «Нахлебник» (1915) и «Провинциалка» (1915), «Смерть Иоанна Грозного» (1917), работал над пьесами Островского и совр. драматургией (В.В. Барятинский, Д.С. Мережковский). Основным недостатком спектаклей Ракитина критика считала эклектизм: его режиссерская палитра сочетала черты модернистского, «мейерхольдовского» спектакля с традицией МХТ. В лучших постановках ему удавалось преодолевать это противоречие. И если основой синтеза был «мхатовский» стиль, спектакль получал восторженный отзыв Э. Старка, если «модернистский» — одобрение критиков нового направления — С. Ауслендера и В.Н. Соловьева. О постановке «Сна летней ночи» Э. Старк писал: «Молодой режиссер Ракитин поставил комедию в полном смысле слова, прекрасно и очень просто… Несколько подчеркнутый элемент фееричности вполне уместен здесь, как в пьесе, изобилующей всякого рода чудесами, и надо очень похвалить то, что г. Ракитин к этому вопросу подошел очень осторожно, нигде не перейдя границ художественного вкуса. Отлично взят также общий тон исполнения и правильно намечена граница между миром любви и фантазии, где все деликатно, нежно и воздушно, и миром грубой реальности, когда на сцену выступают афинские ремесленники» (Петрогр. вед. 1916. 19 февр. С. 2). Но часто спектакль Ркитина рассыпался, а исполнители делились «на два лагеря» — одни играли «легкий фарс», другие придерживались «благородного комедийного тона» (Зритель. 1916. 20 окт. С. 20. — Н. И-в). Это «неумение подчинить актеров единой воле и создать цельный по идее художественный спектакль» привело в 1916 Ракитина к серьезному конфликту с актерами, который Р.Б. Аполлонский определил как главный кризис режиссуры в АТ (РГИА. Ф. 497. Оп. 18. Д. 306. Л. 19, 19 об.). В этот период Ракитин успел поставить несколько «концертных» спектаклей, подготовить «маскарад Театрального общества» (1912), поставить «Сцену из русской истории в память событий 1613 года» (1913), выступить одним из основателей знаменитого кабаре «Бродячая собака». В 1915 в Троицком театре с успехом прошла пьеса Ракитина «Мемории Амура» (реж. С.М. Надеждин), которая включала драматическое действие, балет и оперные сцены. После 1917 Ракитин некоторое время состоял членом Временного комитета по управлению Государственными театрами, где сотрудничал с А.А. Блоком. В это время произошел его окончательный разрыв с В.Э. Мейерхольдом. В апр. 1918 Ракитин уехал из Петербурга в имение близ Гомеля к жене Юлии Валентиновне, урожденной Шацкой (1892–1977) и сыну. Ставил спектакли в киевском театре Соловцова и одесском Камерном театре. Осенью 1920 Ракитин принял предложение директора белградского Национального театра переехать в Сербию. Здесь Ракитин поставил около 150 спектаклей, оперных и драматических, а также осуществил около 30 постановок на русском языке в Драматической студии Союза русских писателей и журналистов и Театре русской драмы, которым руководила Ю.В. Ракитина. В последние годы Ракитин жил и работал в театрах г. Новый Сад. За 2 года до смерти он поставил здесь «Вишневый сад», один из лучших своих спектаклей. После смерти мастера его ученики посадили на могиле Ракитина вишневые деревья. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Вагапова Н.М. Юрий Ракитин — трагический весельчак // Мнемозина: Документы и факты из истории русского театра ХХ в.: [Вып. 3]. М., 1996. С. 266–287; Арсеньев А.Б. Ракитин в Константинополе (апр. — дек. 1920 г.). Нови Сад, 2003; Исмагулова Т. Д. «Ученики русского маэстро…» // Берега: Информационно-аналитический сб. о «Рус. зарубежье». Вып. 3. СПб., 2004 С 48–49; Галанина Ю.Е. Юрий Ракитин в России (1905–1917) // Лица: Биогр. альманах. Вып. 10. СПб., 2004. С. 55–123; Юрий Львович Ракитин: Жизнь, творчество, восп.: По материалам международной научной конференции Белград — Нови Сад, 17–20 апр. 2003 г. Нови Сад; Белград, 2007. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 433; Оп. 18. Д. 306. Исмагулова, Т. Ракитин Ю.Л. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 586-587.