Урожденная Сазонова, по мужу Анчутина.
Дочь актера Н.Ф. Сазонова и писательницы С.И. Смирновой-Сазоновой. Училась актерскому мастерству у отца. Дебютировала в спектаклях Кружка любителей в зале А.И. Павловой (1895), играла небольшие роли под псевдонимом Шувалова (это был псевдоним ее отца в бытность актером в провинции). В 1897 выступала в петербургских летних пригородных театрах. Друзья Сазоновых (А.П. Чехов, А.С. Суворин и др.) приветствовали молодую актрису, хотя и отмечали ее неопытность. В АТ уже в первые годы играла значительные роли: Ксения («Царь Борис»), Аглая («Идиот»), Дуня («Не в свои сани не садись»), Поликсена («Правда — хорошо, а счастье лучше») и др. В марте 1902 во время гастролей МХТ А.Л. Вишневский даже приглашал ее в свой театр, но ее отговорили от перехода. В начале ХХ в. ей продолжали поручать ответственные роли, в том числе Парашу («Горячее сердце»), Аксюшу («Лес»), Агнию («Не все коту масленица»), Варю («Вишневый сад»), Елену («Женитьба Белугина»). Однако в оценке ее деятельности критики, как правило, ограничивались словами: удовлетворительна, недурна и т.п. В 1909 некогда приветствовавший Шувалову А.Р. Кугель писал по поводу ее в роли Порции («Венецианский купец»): «С годами актриса утратила смелость, яркость, дерзость движений, интонаций, поз» (Театр и искусство. 1909. No 43. С. 747). В 1918 Шувалова сыграла Татьяну в «Мещанах».
Другие роли: м-м Бернье («Парижские нищие»), Лидочка («Свадьба Кречинского»), Гедвига («Вильгельм Телль»), Эльмира («Тартюф»).
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Бирюч. 1921. Сб. 2. С. 298–299.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 932.
Данилова, Л. Шувалова Л.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 803.
Читать далее