Персоналии
Горич (Субботина) Анна Максимовна, помощник режиссёра
Горич (Субботина) Анна Максимовна, помощник режиссёра
Персоналия
Горич (Субботина) Анна Максимовна
Годы жизни
03.09.1883 (1888), Санкт-Петербург - 13.09.1958, Ленинград, похоронена на Серафимовском кладб.
Вид деятельности
Помощник режиссёра
Период работы в театре
1919 — 1942, 1945 — 1951
Биография
Награждена орденом «Знак Почета», медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945». В АТ 1919–1951 (с перерывом 1942–1945). Дочь профессора Военно-медицинской академии Максима Семеновича Субботина. Окончила Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища. До поступления в АТ служила актрисой и помощником режиссера в Новом Василеостровском театре (1906/07), Товариществе п/р А.А. Санина (1907/08), Новом драматическом театре (1908–1912), в Театре Незлобина (1913–1917), была секретарем Общества драматических писателей (1913). В АТ сначала занимала должность помощника режиссера, с 1931 — старшего помощника режиссера. Среди спектаклей, которые она вела начиная с 1930-х (до этого режиссеры, ведущие спектакли, в программах не назывались): «Тартюф», «Чудак», «Сенсация», «Робеспьер», «Горе от ума», «Свадьба Кречинского», «Суд», «Дон Кихот», «Западня», «Столпы общества», «Женитьба», «Вершины счастья», «Петр I», «Бегство», «Ревизор», «Салют, Испания!», , «На берегу Невы», «Зыковы», «Маскарад», «Горячее сердце», «Дворянское гнездо», «Памятные встречи», «За тех, кто в  море!», «Как закалялась сталь», «Полководец Суворов». В сер. 1930-х обозреватели писали о Горич как о «лучшем представителе» режиссеров, ведущих театральное представление. «В Госдраме система управления спектаклем вынесена в зрительный зал, в ложу, так как при таком положении можно видеть глазами зрителя всю сцену и вовремя устранить неполадки. Это единственный театр в Ленинграде, в котором проведена такая рационализация. Автор ее — Анна Максимовна» (РиТ. 1935. № 3. С. 22. — А. Жевержеев). «А.М. Горич — хозяйка сцены. Она дает выхода́ актерам, следит за освещением, шумовыми эффектами, лично проверяет монтировку. В ее руках сосредоточена вся сложная, неизвестная широкому зрителю, механика сцены. …Попробуйте подсчитать сколько спектаклей провела она за это время. У нее… режиссеры, как у Христа за пазухой. Все сделает точно, спокойно, без крика и суетни. У  Аннушки всегда все в порядке…» (РиТ. 1936. № 22. С. 20–21). Ссылаясь на опыт и инициативы Горич, профессионалы ставили вопрос о систематической подготовке такого типа режиссеров в театральных учебных заведениях. В 1942–1945 работала в Театре им. В.Ф. Комисаржевской. Лит.: Программы АТ. Арх.: АТ (Личная учетная карточка А.М. Горич). Сбоева, С. Горич А.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 222-223.