Начала играть в провинции: Перми, Саратове, Казани, Вятке (у Н.Н. Соловцова). Особенно высоко ценили ее талант зрители Екатеринбурга, где она служила около 10 лет, и Киева. В 1896 была приглашена в Театр Корша, работала в нем год. В сезоне 1900/1901 гг. вновь выступала в этом театре; рецензенты называли ее актрисой оригинальной и поразительно разнообразной. «Она часто шаржировала, но ей был доступен и высокий комизм. Когда комизм так возвышается, что становится трогательным, он требует крупного дарования» (ТиИ. 1901. No 5. С. 111. — П. Ярцев). В 1904–1906 входила в труппу московского Малого театра.
На сцене АТ выступала преимущественно в амплуа характерных и комических старух. Среди ее основных ролей: Анна Тихоновна («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Круглова («Не все коту масленица»), Мавра Тарасовна («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Аграфена Кондратьевна («Свои люди — сочтемся!»), Пошлепкина («Ревизор»), Матрена Харитоновна («Горячее сердце»), Владыкина («Сполохи»), Мурзавецкая («Волки и овцы»), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты»), Александра Антоновна («Обыватели»), Настасья Петровна («Женитьба Белугина»), Анна Павловна («Живой труп»), Лабутина («Кухня ведьмы»), Авдотья Васильевна («Светит, да не греет»), Наталья Никаноровна Круглова («Тяжелые дни»), Эсфирь («Уриэль Акоста»), Каурова («Завтрак у предводителя»), нищая («Козьма Захарьич Минин, Сухорук»), Спиридоновна («Не так живи, как хочется»), Авдотья Степановна («Цена жизни»), Халымова («Сердце не камень»).
В статье о спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А.Р. Кугель выделял Шаровьева, «прекрасно, с большою виртуозностью в отделке характерных штрихов, изображавшую Манефу». «Это совсем, совсем хорошо! Можно Манефу изображать, как Левкеева, с комической стороны. Но у Шаровьевой комизм положения глубже, серьезнее, значительнее» (ТиИ. 1909. No 36. С. 616).
Другие роли в АТ: г-жа Леду («Мама-колибри»), Хандрина («Не любо не слушай, а лгать не мешай»), Кабанова («Гроза»), Ольга Ивановна («Стены»), Ирина («Бедность не порок»), Агафья Тихоновна («Женитьба»), Полина Алексеевна («Марья Ивановна»), Варварина («На перепутье»), Анисья («Власть тьмы»), Антонина Викторовна («Тихая пристань»), Арина Галчиха («Без вины виноватые»), Хлестова («Горе от ума»), кормилица Джульетты («Ромео и Джульетта»), Зиновия Терентьевна («Ассамблея»), Набатова («Прохожие»).
Лит.: Провинциальная хроника. Екатеринбург // Артист. 1890. No 7. С. 198; М.К. Шаровьева // ТиИ. 1917. No 10–11. С. 196; М.К. Шаровьева // Рампа и жизнь. 1917. No 12. С. 15; Творческое наследие В.Э. Мейерхольда. М., 1978 (ук.); Малютин Я.О. Звезды и созвездия. СПб., 1996. С. 10, 18, 60, 147; Островская С.К. Дневник. М., 2013. С. XII.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 3446.
Сбоева, С. Шаровьева М.К. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 787.
Читать далее