Вернуться
Чарская Лидия Алексеевна, романистка, драматург, актриса
Чарская Лидия Алексеевна, романистка, драматург, актриса
Персоналия
Чарская Лидия Алексеевна
Годы жизни
19.01.1875, Санкт-Петербург - 18.03.1937, Ленинград, похоронена на Смоленском кладб.
Вид деятельности
Романистка, драматург, актриса
Период работы в театре
01.09.1900 — 1924
Биография
Урожденная Воронова, по первому мужу Чурилова. Из дворянской семьи, отец — военный инженер. В 1893 окончила с отличием Павловский институт благородных девиц. В 1897 была зачислена в класс В.Н. Давыдова на Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища, которые окончила в 1900 и была принята в АТ. Благодаря внешности, идеальной для субреток и травести, она была занята во многих спектаклях театра, но на второстепенных ролях весьма большого возрастного диапазона. Играла бонн, приживалок, великое множество горничных и «девушек». Чарская очень любила «экзотические» спектакли, вроде «Старого закала» или «Чародейки». Самые интересные ее роли — сумасшедшая барыня из «Грозы» В. Мейерхольда (не первый состав, поэтому ее не упомянули в рецензиях) и Шарлотта в «Вишневом саде» Ю. Озаровского, — в них прослеживается элемент эксцентрики, которую не всегда принимала критика. О роли Сони Грибоевой в драме «Среди цветов» Зудермана писали: «Г-жа Чарская испортила и без того нелепый, карикатурный тип русской поэтессы, сыграв ее в стиле тех иностранных постановок, где, например, русских „бояр“ нашего времени выводят непременно в ямщицких костюмах» (Петербургская газета. 1908. 9 марта). В АТ у Чарской составился своеобразный «дуэт» с Е.П. Корчагиной-Александровской: в «Горе от ума» одна играла графиню-бабушку, а другая графиню-внучку; в «Грозе» одна — Феклушу, другая — полусумасшедшую барыню, и т.п. Опубликовано множество романов и повестей Чарской, но из ее драматургического наследия практически ничего не напечатано. Издана только сценка «Волшебная картина» в 1 д. (СПб., 1909) и инсценировка ее романа «Во власти золота» И.К. Лисенко-Конычем (позже известным режиссером и драматургом русского зарубежья), под названием «Золотая паутина» (М., 1909). Еще до поступления на драматические курсы Чарская обвенчалась с жандармским ротмистром Борисом Чуриловым, брак с которым был расторгнут. Вероятно, в 1913 она вышла замуж за сына потомственного дворянина Василия Стабровского, с которым также вскоре рассталась. После 1917 Чарская продолжала играть на сцене АТ, несмотря на туберкулез легких. В 1922 была уволена по сокращению штатов. После лечения в санатории ее приняли «нештатной актрисой», а в 1924 уволили окончательно. В последние годы жизни занималась литературным творчеством. В 1925–1929 были изданы 4 книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова (по фамилии ее 3-го мужа). Лит.: КЛЭ; Репертуар АТ (ук.); ЕИТ. 1900/01–1912/13; Полонская Е. Та самая Лидия Чарская // Нева. 1996. No 12. С. 231–235; Путилова Е.Ф. Сологуб и Л. Чарская // Рус. лит-ра. 1995. No 4. С. 159–168; Исмагулова Т. Реальная и мифологическая биография Лидии Чарской // Детский сб.: Ст. по детской литературе и антропологии детства. М., 2003. С. 210–219; Щеглова Е. Возвращение Лидии Чарской // Нева. 1993. No 8. С. 268–272; Трофимова Е. «Гордая и смелая мечта» Лидии Воронской // Чарская Л.А. На всю жизнь: Юность Лиды Воронской. М., 2008. С. 5–16; Шацкий, Е.О. Пов. Л.А. Чарской как источник формирования личности // Рус. словесность. 2010. No 2. С. 75–77. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 1174; ЦГИА СПб. Ф. 1883. Оп. 53. Д. 263. Л. 413 об., 414. Исмагулова, Т. Чарская Л.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 768.