Персоналии
Лачинова Александра Александровна, артистка
Лачинова Александра Александровна, артистка
Персоналия
Лачинова Александра Александровна
Годы жизни
1876, Санкт-Петербург - ?
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Другая фамилия Лебедева, по мужу Бережная. Окончив петербургскую немецкую Анненскую школу, Лачинова поступила в московское Филармоническое училище (класс Вл.И. Немировича-Данченко). Затем перевелась на Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс Ю.Э. Озаровского и В.Н. Давыдова) и в 1899 окончила их 1-й ученицей, получив аттестат с отличием. Актерскую деятельность начала в Павловске и в Петербургском театре (антреприза Е.А. Шабельской), следующие сезоны работала в Василеостровском театре (играла в сп. «Ледяная пучина»), Новом Большом театре (Вильно, 1901 — нач. 1902, антреприза В.И. Никулина), выступала в Ровно и в Народном доме (Петербург). О дебюте Лачиновой у Никулина в роли Марьицы («Каширская старина») критика писала: театр приобрел «серьезную, несмотря на молодость, артистку с выдающимся сценическим талантом» (ТиИ. 1901. № 37. С. 659). В Вильно Лачинова «очень мягко раскрывала замечательную сердечную доброту Ольги» в «Трех сестрах». «Ее усталость, физическая и душевная, угнетенное состояние [от того], что жизнь не удалась… возрастали с каждым действием» («Три сестры»); создала запоминающийся образ Людмилы в «Детях Ванюшина», «приятно пела и весело играла» Леля в «Снегурочке», была «искреннее и горячее других» в роли Мерции («Новый мир») (см.: Бруштейн А. Страницы прошлого. М., 1952. С. 165, 168, 169). В февр. 1902 в Вильно состоялся бенефис актрисы (сп. «Сафо»). В апр. того же года она играла в петербургском Народном доме Иоанну («Орлеанская дева») и, благодаря экспрессии и хорошему голосу, «много обещала в будущем» (ТиИ. 1902. № 17. С. 348. — H. nov. [Кугель А.Р.]). В АТ Лачинова дебютировала в ролях царицы Марфы («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский») и Федры («Ипполит»). Затем, получив отпуск, работала в одесском Новом театре (сезон 1903/04) и на других провинциальных сценах. Выступать в АТ вновь начала с янв. 1906. В ее репертуаре: Маргарита и Ольга Трифоновна («На распашку»), Мария Годунова («Смерть Иоанна Грозного»), Антигона («Антигона»), Зейнаб («Измена», эту роль после 1-х представлений передала актрисе М. Г. Савина), Берта («Вейганд»), Мари («Пчелка»), Рафаэла («Среди цветов»), Клитемнестра («Ифигения-жертва»), Эсфирь («Уриэль Акоста»), Клитемнестра («Эринии»), Тизба («Анжело»), Купавина («Волки и овцы»), Гертруда («Трагедия о Гамлете, принце Датском»), Дагни («Воители в Гельгеланде»), графиня Орсини («Эмилия Галотти»), королева Жиневра («Гризельда»). В образе Антигоны, созданном Лачиновой, рецензенты не обнаружили, как и у ее партнеров, софокловского величия и глубины. Зато была замечена попытка актрисы воплотить новые художественные приемы: «…какими-то странными пассами то над амфорой, то над полом… г-жа Лачинова старалась выразить и наивысший трагизм, и античную пластичность движений одновременно» (Петерб. газ. 1906. 25 янв. С. 5. — Ф.В. Трозинер). В таблице амплуа Мейерхольда (применительно к труппе АТ) Лачинова — «трагическая героиня» (Творческое наследие В.Э. Мейерхольда. М., 1978. С. 28). В нач. 1915 Лачинова, и прежде появлявшаяся на императорской сцене нечасто, вновь получила от дирекции отпуск — для службы в действующей армии сестрой милосердия. После 1917 играла в АТ мало — такие разные роли, как барыня («Гроза»), Гертруда («Вильгельм Телль»), Хлестова («Горе от ума»), Ноеминь («Светлый бог»), Мария («Гибель Содома»), сваха («Власть тьмы»), 2-я женщина («Смерть Иоанна Грозного»). Участвовала в массовых сценах. С 1924, после увольнения из труппы, выступала как «разовая» артистка. Лит.: ССД; Репертуар АТ (ук.); Провинциальная летопись. Вильно // ТиИ. 1902. № 9. С. 201; Хроника // ТиИ. 1915. № 14. С. 236. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 588. Сбоева, С. Лачинова А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 403-404.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 1