Вернуться
Хованский Александр Панкратьевич, артист
Хованский Александр Панкратьевич, артист
Персоналия
Хованский Александр Панкратьевич
Годы жизни
19(31).03.1890, село Онуфриево Рузского уезда Московской губернии - 10.12.1962, Москва, похоронен на Новодевичьем кладб.
Вид деятельности
Звание
Народный артист РСФСР (1954)
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Улупов. Лауреат Гос. премии СССР (1950). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Был женат на актрисе АТ Е.М. Вольф-Израэль. Вторая жена — актриса ЦАТСА Екатерина Федоровна Хованская (Куприянова). Выступать на сцене начал в Архангельске (1908), затем работал в Вильно, Владивостоке и Воронеже. В АТ исполнял небольшие и вторые роли. Среди них: Милон («Недоросль»), д’Обилье («Парижские нищие»), Владимир Николаевич («Гувернер»), Петрищев («Плоды просвещения»), Черепов («Красный цветок»), князь Андрей («Царь Федор Иоаннович»), Торвальд (<«Нора» («Кукольный дом»)>), Баклушин («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Гаврила Ардальонович («Идиот»), Нелькин («Свадьба Кречинского»), князь Звездич («Маскарад»), Беркутов («Волки и овцы»), Г. N. («Горе от ума»), фон Хевен, поручик («Вечерняя зоря»), дон Фульдженцио («Король комических поэтов»), Григорий, брат Эльги («Эльга»), Сильвио де Фрадо («Торжество в Венеции»), сэр Геральд («Леди Фредерик»), Эдмунд («Бедный Йорик»), Борис («Гроза»), Аполлодор («Цезарь и Клеопатра»), граф Лео фон Турау («Канцлер и слесарь»), Сицкий («Смерть Иоанна Грозного»). Рецензенты положительно отзывались об игре Хованского, выделяли его среди других исполнителей, но не анализировали работы. Критик писал: «В лице Светлова и Хованского академический театр сделал хорошее приобретение; использовать их несомненные силы в ответственных ролях — прямой долг театра, ибо обращение живых сил в подспудные — один из тяжких грехов не только прошлого» (ЖИ. 1922. No 2. С. 2. — Н. Дмитриев). Хованский по-прежнему нередко продолжал «сочно зарисовывать фон» спектаклей. В «Короле комических поэтов», например, «группа: Малютин, Хованский — Урванцов и Горелов давала красочные пятна, гармонично контрастируя между собой» (Жизнь искусства. 1922. No 50. С. 6. — Н. Носков). На сезон 1924/25 Хованский взял отпуск без сохранения содержания для выступлений в провинции. После отпуска в АТ не вернулся, служил сначала в Саратове, с 1933 — в Центральном театре Красной армии, в 1944–1946 совмещал работу в этом театре с выступлениями на сцене МХАТа. Позднее входил в труппу Казанского драматического театра. Хованского отличали бурный темперамент, выразительность и точность театральных форм, мастерство сценической речи. Его основными ролями, сыгранными в разное время, стали: Чацкий («Горе от ума»), Хлестаков («Ревизор»), Незнамов («Без вины виноватые»), Карандышев («Бесприданница»), Жадов («Доходное место»), Фердинанд («Коварство и любовь»), Барон («На дне»), Семен Рак («Воздушный пирог») и др. Снимался в кино: «На последнюю пятерку» (1916), Кондрат Майданников («Поднятая целина», 1939), оратор («Рассказы о Ленине», 1957) и др. Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); К. Т. [К.К. Тверской]. Острое слово. «Цезарь и Клеопатра» // Театр. Еженед. гос. ак. театров в Петрограде. 1923. No2. С. 15–16; Медведев Б., Туровская М. Поиски героя и темы // Театр. 1949. No 12. С. 93; Аникст А. «Профессия миссис Уоррен» // Театр. 1956. No 6. С. 125; А.П. Хованский // Сов. культура. 1962. 13 дек. С. 4. Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 3. Д. 3748. Сбоева, С. Хованский А.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 757-758.