Вернуться
Плансон Елизавета Львовна, артистка
Плансон Елизавета Львовна, артистка
Персоналия
Плансон Елизавета Львовна
Годы жизни
1890, Петербург - 1945
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
По мужу Лешкова. В АТ 1918–1924 (с четырехмесячным перерывом в 1923). Была замужем за артистом АТ П.И. Лешковым. Окончила Драматическую школу А.П. Петровского. Во время учебы год служила в Литейном театре. В 1918 работала в петрозаводском Народном театре драмы (открылся в июне 1918). Благодаря ярко выраженному драматическому дарованию и широкому художественному диапазону успешно выступала в разножанровом русском и зарубежном репертуаре. В ее исполнении образы мелодрамы и комедии также обретали драматические, а иногда и трагические «ноты». К лучшим работам Плансон в АТ относились: Като («Жеманницы»), Селимена («Мизантроп»), Бетси («Плоды просвещения»), Аспазия («Соломенная шляпка»), Ирина Лавровна («Последняя жертва»), Наталья Дмитриевна Горич и графиня-внучка («Горе от ума»), Маргарита Готье («Дама с камелиями»), Хармиана («Антоний и Клеопатра»). Зимой 1922 актриса исполнила роль Маргариты Готье и в петроградском Василеостровском театре. Рецензент высоко оценил эту работу: Плансон при «выдержанном облике француженки, дамы с камелиями того времени, дала удивительную глубину чувства жертвенности… жертвы не только во имя любимого человека и какой-то неведомой ей девочки, а жертвы искупительной. Ее толкает на жертву то же стремление пострадать, которое вызывает покаяние Никиты, Раскольникова, Катерины в „Грозе“. …Это углубляет, обновляет драму Дюма, стушевывает все, что нам в ней кажется фальшивым. Вся заключительная сцена ведется Е.Л. Плансон и П.И. Лешковым не так, как это принято. Они отходят от мелодраматической театральности, она у них выходит реалистичнее, жизненнее» (Еженед. петрогр. акад. театров. 1922. № 15–16. С. 19. — Н.Ж.Л. [Н.Ю. Жуковская-Лисенко). Летом и осенью 1923 Плансон с артистами АТ П.И. Лешковым, К.Я. Григоровичем, В.А. Усачевой гастролировала в городах Сибири. Из-за неявки в срок к началу сезона по постановлению расценочно-конфликтной комиссии была уволена из АТ вскоре после возвращения в Петроград. В конце декабря того же года вновь вступила в труппу, но новых ролей не играла. В 1935 была арестована в Москве по обвинению в антисоветской агитации; в связи с прекращением дела освобождена. В дальнейшем выступала на провинциальных сценах. Реабилитирована в 2004. Другие роли: Адель Бодри («Декабрист»), Даша («Стоит ли жить?»), Маргарита («Заколдованный принц»), Настя («На дне»), жена Черепова («Красный цветок»), Коринкина («Без вины виноватые»), Франческа , Валентина Сантис («Полусвет»), Паула Дюбеллэ («Среди цветов»), Плачида («Король комических поэтов»). Лит.: Репертуар АТ (ук.); Худож. дневник // Красная газ., веч. вып. 1923. 2 апр. С. 4; АК-театры. Драма // Театр. 1923. № 6. С. 15; Смирнов П.Я. Восп. о театре: Из истории Петрозаводского театра. Петрозаводск, 1960. С. 23. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. п-12980; ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 3. Д. 2697; ГЦТМ. Ф. 203. Д. 9. Сбоева, С. Плансон Е.Л. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 561.