Персоналии
Арбенина Ольга Николаевна, артистка
Арбенина Ольга Николаевна, артистка
Персоналия
Арбенина Ольга Николаевна
Годы жизни
26.12.1897 - 1980, похоронена на Казанском кладб. г. Пушкина
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Урожденная Гильдебрандт. Дочь заслуженного артиста императорских театров Н.Ф. Арбенина (наст. фам. Гильдебрандт) и актрисы имп. театров Г. В. Пановой. Оставив сцену, взяла фам. Гильдебрандт. Окончила с серебряной медалью гимназию М.А. Лохвицкой-Скалон, одну из лучших в Петербурге. Училась на петербургских Женских педагогических курсах новых язяков; входила в круг литературно-художественной молодежи предреволюционных лет, писала стихи. Поступила в 1916 на Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (согласно ученическому делу «об окончании курсов сведений в деле нет» (РГИА. 498. Оп. 1. Д. 6721. Л. 10)). Впервые вышла на сцену АТ на репетициях «Маскарада» (сезон 1916/17), играла в спектакле гостью на маскараде. В воспоминаниях писала (1970-е): «Мне Мейерхольд велел выйти из ближайшей кулисы и идти по самому краю сцены — сделать остановку на середине на какие-то такты, а потом идти в противоположную кулису. Он сказал: выбирайте сами — что вы хотите делать — передать записку, подсмотреть что-нибудь, назначить свидание и т. д. …Мне странно, когда говорят, что Мейерхольд „вкладывал в рот“ актерам все их движения. Репетировали мы ежедневно, утром и вечером, — он был всегда первый на месте» (Девочка, катящая серсо…: Мемуарные записи, дневники. М., 2007. С. 126). Войдя в состав труппы, исполняла роль Лизы («Бедность не порок») и выходные, эпизодические, небольшие роли: 1-я и 2-я артистки («Тот, кто получает пощечины»), цветочница («Декабрист»), 1-я придворная дама («Король Дагобер»), Саша («Катерина Ивановна»), 4-я и 5-я княжны («Горе от ума»), Флипотта («Тартюф»), племянница («Маскарад»), 3-я горничная («Холопы»), придворная дама («Стакан воды»). В середине 1920-х начала работать как художник- акварелист и живописец, ее искусство привлекало к себе внимание в 1930-е и, вновь, в 1970-е. Она «была красива вплоть до глубокой старости, молодая же ее красота вызывала к жизни строки Н. Гумилева, О. Мандельштама, М. Кузмина, была запечатлена в работах худодников — ее сотоварищей по объединению „13“» (Толмачев М. Бутылка в море: Страницы литературы и искусства. М., 2002. С. 139). Соч.: Гумилев // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библ. СПб., 1994. С. 427–470; Письмо к Ю. И. Юркуну // Кузмин М. Дневник 1934 г. СПб., 1998. С. 171–172. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Худ. группы «Тринадцать». М., 1986. С. 32, 152–156; Иванов Г. В. Стихотворения. Третий Рим. Петерб. зимы. Китайские тени. М., 1989. С. 155, 538. Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 436; Ф. 286. Оп. 1. Д. 3. Л. 6; Д. 6. Л. 15 об.; Д. 13. Л. 1, 36; ОР ГРМ. Ф. 225; РГИА Ф. 498. Оп. 1. Д. 6721. Сбоева, С. Арбенина О.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 84-85.