Персоналии
Розанов (Асс) Михаил Александрович, артист
Розанов (Асс) Михаил Александрович, артист
Персоналия
Розанов (Асс) Михаил Александрович
Годы жизни
05(18).10.1901, Одесса - 03.09.1992, Ленинград, похоронен на кладб. Памяти жертв 9 января
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Лауреат Сталинской премии III ст. (1951). Вторая жена — актриса ленинградского Нового театра Вера Антоновна Будрейко. С 1917 по 1919 учился в Петроградской консерватории (класс пения К.С. Исаченко). Будучи студентом выступал в Театре музыкальной драмы п/р И.М. Лапицкого. После 3-го курса оставил консерваторию. В 1920 вступил в труппу театра Пассаж п/р Е.М. Грановской и С.Н. Надеждина и служил в ней до 1923 г., среди ролей: Гастон («Дама с камелиями»), пастор Армстронг («Роман»), Андрей («Поташ и перламутр»). С 1923 по 1926 был актером оперетты в Совр. театре, к-рым руководил А.Н. Феона, играл Наполеона («Баядерка»), Бони («Сильва»), Флоридора («Мадемуазель Нитуш»). С 1926 по 1928 участвовал в обозрениях Ленинградского театра Сатиры, исполнял по 5–6 ролей в каждом. С 1928 по 1929 работал в Московском театре Сатиры; с 1929 по 1932 — в Ленинградском театре Сатиры и Комедии во главе с И.М. Кроллем и в Театре Комедии п/р Надеждина; с 1933 по 1934 — в Новом театре во главе с Кроллем, среди ролей: Глумов («Бешеные деньги»), Черкун («Варвары»), Тузенбах («Три сестры»). Одновременно служил в Мюзикхолле, в 1937 служил только там, среди ролей: негр Вудлейга, дирижер джаза (обозрение «Темное пятно»), Ренэ (обозрение «Попутный ветер»). В 1938 во вновь созданном И.О. Дунаевским и Д.Г. Гутманом Театре миниатюр сыграл мужа («Сентиментальная повесть»), Котильяра («Заколдованная яичница, или Глаз видит, да зуб неймет»), Готансона («Из-за перчатки»). Готансоном, героем французского водевиля, рецензент был восхищен: «Нельзя описать всего того виртуозного каскада несообразностей, которые проделывает влюбленный Готансон — Розанов». Он «не только влюблен, но и разыгрывает из себя влюбленного, старается сам нарочно подчеркнуть силу обуявших его чувств, любуется выдуманной страстью. Розанов — Готансон — это исключительно яркий и интересный образ» (Иск-во и жизнь. 1938. № 7. С. 33. — Е. Мин). В 1939–1941 актер выступал на сцене Театра им. Ленинского комсомола (Л), его репертуар пополнился ролями: Баландин («Заговор»), Беер («Потоп»), Александр I («Фельдмаршал Кутузов»), Де Гиш («Сирано де Бержерак»). В первые месяцы Великой Отечественной войны вновь состоял в труппе Нового театра, работавшего в Чите и Хабаровске, играл Беннигсена («Фельдмаршал Кутузов»), Маяка («Слава»). В АТ — во время эвакуации в Новосибирске и в Ленинграде — Розанов входил в штат актеров вспомогательного состава и фронтового филиала, которым руководила Е.П. Карякина. К основным его ролям относились: антрепренер («Мой сын»), барин («Горячее сердце»), Крикун («Фронт»), Бакин («Таланты и поклонники»), комендант Виббель («Нашествие»). С 1942 по 1945 четыре раза по три месяца выступал с бригадой актеров АТ на Карельском и Белорусском фронтах, играл Колупаева («Вынужденная посадка»), Кукушкина, Ванькина («Чеховский вечер: „Переполох“; „Клевета“») — премьеры этих двух спектаклей состоялись во фронтовом филиале. Был активным участником концертов. С осени 1945 по 1961 Розанов служил в Театре им. Ленинского комсомола (Л), с 1949 по 1956 возглавляемого Г.А. Товстоноговым. Здесь в его репертуар входили роли: Сильвио («Выстрел»), Жильберт («Закон Ликурга»), Бэм («Дорогой бессмертия»), губернатор Дэнфорд («Салемские колдуньи») и мн. др. Чаще всего актеру поручали играть отрицательных персонажей. Врагов Розанов не мельчил, не облегчал победу над ними. Самым значительным стал гестаповец Бэм. «Бэм Розанова был умен, ловок, — отмечала Н.А. Рабинянц. — Этот честолюбец из лакеев… мечтает построить на деле Фучика блестящую карьеру и получить солидный пост в Берлине. Он самоуверен, элегантно бесстрашен и холоден. Но за этими внешними чертами проступало тщательно скрываемое внутреннее беспокойство». Работа актера воспринималась «скульптурно-монументальной» (Театр юности. М., 1959. С. 130, 131). Лит.: Репертуар АТ (ук.); Дорохов А. «Закон господина Лондона» в театре Сатиры и Комедии // РиТ. 1932. № 16. С. 20; Азаров Вс. «Дорогой бессмертия» // Веч. Ленинград. 1951. 10 июля; Гребнев Ан. Во имя будущего // Сов. иск-во. 1952. 26 янв.; Левик С. Зап. оперного певца. М., 1955. С. 353; Дружинин В. «Закон Ликурга» // Веч. Ленинград. 1957. 17 марта; Мишин Л. «Горькая судьбина» // Веч. Свердловск. 1961. 14 июня. Арх.: АТ (Личная учетная карточка М.А. Розанова); РО библиотеки СТД СПб. Инв. № 1855-М (Биография М.А. Розанова (Асса)). Сбоева, С. Розанов М.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 598-599.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 1