Вернуться
Бромлей Надежда Николаевна, актриса, режиссер, литератор, педагог
Бромлей Надежда Николаевна, актриса, режиссер, литератор, педагог
Персоналия
Бромлей Надежда Николаевна
Годы жизни
17(30).04.1884, Москва (по другим сведениям 30.09.1893) - 25.05.1966, Ленинград, похоронена на Большеохтинском кладбище.
Вид деятельности
Актриса, режиссер, литератор, педагог
Звание
Заслуженная артистка РСФСР (1933)
Период работы в театре
Биография
Награждена орденом «Знак Почета» (1939). Родилась в богатой семье купцов-промышленников в Замоскворечье, получила домашнее образование, окончила 4-ю Московскую женскую гимназию, училась в Музыкально-драматическим училище при Московском филармоническом обществе, с 14 лет участвовала в любительских спектаклях и писала рассказы. С 1908 — актриса филиального отд. МХТ, с 1913 одновременно актриса Первой студии МХТ. В 1919 Б. вышла из состава МХТ (продолжала выступать в отд. спектаклях театра до 1922). В Первой студии МХАТ работала до 1933, зарекомендовав себя как острохарактерная актриса со склонностью к гротеску (Гоплана в «Балладине», мать Персона в «Эрике XIV», Шут в «Короле Лире», Мякишева в «Расточителе», королева Анна в «Человеке, который смеется» и др.). В 1919 при постановке в Студии «Дочери Иорио» Б. дебютировала в качестве режиссера, принимала участие в кол. режиссуре «Расточителя» и своих пьес «Архангел Михаил» (1922) и «Король квадратной республики» (1925) в Первой студии МХАТ, была членом Художественного совета и режиссерского управления МХАТ 2-го. В 1933 в связи с назначением ее мужа Б.М. Сушкевича главным режиссером АТ переехала в Ленинград и вступила в труппу АТ, сыграв здесь Лотоцкую в «Девушках нашей страны» и Татьяну Луговую во «Врагах». Делясь своим пониманием образа Татьяны, Б. писала, что ее героиня — это «внутренний, закрытый характер». Роль Татьяны — «роль скорее монументального, чем комедийного порядка» с присущими ей «рассудочной романтикой», «холодным ее огнем» и «холодным отчаянием». Когда Татьяна подолгу молча присутствует на сцене, «в молчании она живет трагически» (РиТ. 1933. No 28. С. 14). В 1934 поставила «Дуэль» А.П. Чехова в собственной инсценировке на Малой сцене АТ, исполнив в этом спектакле роль Надежды Федоровны. Большинством рецензентов постановка была оценена критически, а о героине Б. писали, что она «мало напоминала облик чеховской героини». «В той больше легкости, оживления, молодости, кокетства — переходы от веселости к слезам неожиданнее и легче» (РиТ. 1934. No 29. С. 11. — А.Л. Слонимский). В 1935 и в 1938 создала образ Екатерины I в постановках 2-го и 3-го вариантов пьесы «Петр I», воспринятый критиками гораздо более благосклонно. «Отличный пример непрерывной работы над ролью показывает... Бромлей, игравшая Екатерину еще в спектакле бывшего МХАТ II. С виртуозным комедийным мастерством раскрывает она, как разбитная, лукавая, сметливая прибалтийская мещаночка становится российской императрицей. Исполняя роль Екатерины в остром сатирическом плане, но с подкупающей легкостью и непринужденностью, Бромлей находит ряд очень тонких деталей, порою даже дополняя драматурга» (Театр. 1938. No 7. С. 22. — С. Д. Дрейден). В 1940-х рецензенты выделяли исполнение Б. роли Софьи в посредственной постановке «Зыковых». «Софью очень интересно играет Бромлей, хотя горьковский образ несколько модернизирован. Софья неожиданно становится центром спектакля». По сравнению с горьковским персонажем «в ней слишком много благородства, задумчивости и... интеллигентности... Софья облагорожена и приподнята... Софья в спектакле умнее, тоньше, чем в пьесе» (Театр. 1941. No 4. С. 56–57. — Л.А. Малюгин). Последней новой ролью Б. в АТ стала роль герцогини Мальборо в «Стакане воды» (1942). В 1933–1936 вела работу организованного ею в АТ Дискуссионного клуба. В 1942 была командирована из Новосибирска, где АТ находился в эвакуации, в Хабаровск для работы в Новом театре (Ленсовета), главным режиссером которого был Сушкевич и с которым Б. сотрудничала в качестве режиссера, переводчика и инсценировщика на договорной основе с 1937. Затянувшаяся командировка закончилась ее переводом в Новый театр на должность режиссера (1943). В 1943–1955 работала штатным режиссером Нового театра (Ленсовета). С 1937 Б. поставила в этом театре 18 спектаклей, среди которых наиболее известны постановки пьес Шиллера и Шекспира («Мера за меру», 1937, «Мария Стюарт», 1938, «Заговор Фиеско в Генуе», 1939, «Много шуму из ничего», 1943, «Дон Карлос», 1950). Приверженность Б. к Шиллеру и Шекспиру была сопряжена с некоей абстрактной программой насущной «романтизации» театра («реалистический романтизм») в противовес современным доминирующим литературным тенденциям. «Для меня бесспорно, что режиссер имеет свое амплуа. Поэтому мое самое большое ожидание — это современная, наша романтическая драма, правдивая и богато инструментованная. Это большое ожидание становится все нетерпеливее». (Иск-во и жизнь. 1940. No 4. С. 51). «Настоящий романтический репертуар хорош тем, что напрягает все струны театра... Шиллер и Шекспир потому великолепны, что их влекла не только страстная мысль, но непременно также сумасшедшая любовь к этому блеску лучей и цвету жизни... Современная литература не позволяет себе любви к природе, жизни, страстям, ко всему, что есть красота и счастье» (Искусство и жизнь. 1940. No 8. С. 7–8). В 1955 была уволена по сокращению штатов. Автор нескольких книг прозы, ряда пьес, инсценировок, стихов, переводчик западной драматургии. Сотрудничала с группой «Центрифуга». Совместно с О.Д. Форш написала киносценарий «Актеры» (1938). Публиковала статьи в литературных и театральных журналах. Была членом Союза писателей, членом ВТО, с 1941 — председателем драматической секции ЛО ВТО. С 1917 Б. преподавала в Студии А.О. Гунста, руководимой Е.Б. Вахтанговым. В Ленинграде вела пед. работу совм. с Б.М. Сушкевичем в ЦТУ–ЛГТИ. Сыграла роль мистрисс Фильдинг в фильме «Сверчок на печи» (1915). Соч.: Пафос. Композиции, пейзажи, лица. М. , 1911; Пов. о нечестивых: Рассказы. М., 1918; Исповедь неразумных: Рассказы. М., 1927; Птичье королевство: Рассказ актрисы. М., 1929; Потомок Гаргантюа: Рассказы. М. , 1930; Третий вариант // Театр. 1938. No 6. С. 132–133; Актер и режиссер // Иск-во и жизнь. 1939. No 11–12. С. 43–44; Путь искателя. Предсмертные дни Вахтангова // Евгений Вахтангов: Материалы и статьи. М., 1959. С. 322–330; Нам нужен Шиллер // Фридрих Шиллер: Статьи и материалы. М., 1966. С. 347–351. Лит.: ТЭ; РП; Репертуар АТ (ук.); Надежда Николаевна Бромлей: [Автобиогр.] // Актеры и режиссеры. М., 1928. С. 73–76; Капитайкин Э. О студийных принципах формирования театр. коллектива: (Из опыта работы Б.М. Сушкевича и Н.Н. Бромлей в Ленингр. Новом театре (Театре им. Ленсовета)): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1968; Марков П.А. О театре: В 4 т. Т. 3. М., 1976 (ук.); Лидин Вл. Надежда Бромлей// Лидин Вл .Друзья мои —книги.М.,1976. С. 206–210; Толстой Д.А. Для чего все это было. СПб., 1995. С. 316–321, 331–341; Евгений Вахтангов: Документы и свидетельства. М., 2011 (ук.); МХАТ Второй (ук.). Арх.: СПбГМТиМИ. Ф. 245; АТ (Личный листок по учету кадров Н.Н. Бромлей). Кириллов, А., Бромлей Н.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 127-129.