Учился и начинал актерскую деятельность (1918, передвижные театры) в Москве. С 1920 был актером МХАТ, с 1922 — МХАТ 2-го, с 1925 — Театра Революции.
В АТ пришел сложившимся мастером, стал одним из его премьеров, играл гл. обр. первые и вторые роли. Среди них: чтец <«1905 год» («Баррикады»)>, Тальен («Робеспьер»), профессор Бобров («Страх»), Комов («Радость»), Костарев («Карта Кудеяри»), Молчалин, Чацкий («Горе от ума»), Кречинский («Свадьба Кречинского»), Неизвестный («Маскарад»), прокурор («Суд»), Вурм («Коварство и любовь»), Лотоцкий («Девушки нашей страны»), Николай Скроботов («Враги»), Берг («Бойцы»), фон Корен («Дуэль»), граф Альмавива («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), священник («Салют, Испания!»). «Острый рисунок, умный замысел образа, благородная простота формы — вот лучшие черты С. В. Азанчевского» (РиТ. 1937. № 1. С. 40); его палитру отличало «редкое сочетание краски иронии и гнева, юмора и драматизма, рассудочности и романтики» (Лит. Ленинград. 1937. 17 янв. С. 4).
Снимался в кино: член команды ледокола («Победители ночи», 1932), Джеферсон, профессор-иностранец («Лунный камень», 1935), генерал Паскевич («Путешествие в Арзрум», 1936), ксендз («Соловей», 1937).
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Моск. Худож. театр Второй. М., 1925. С. 26, 43, 177; Азанчевский С. В. // Смена. 1937. 15 янв.; Золотницкий. Радлов. С. 185.
Сбоева, С. Азанчевский С.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 65.
Читать далее