Персоналии
Скопина Людмила Александровна, артистка, театральный педагог
Скопина Людмила Александровна, артистка, театральный педагог
Персоналия
Скопина Людмила Александровна
Годы жизни
10(23).09.1903 - 20.02.1992, Москва, похоронена на Новодевичьем кладб.
Вид деятельности
Артистка, театральный педагог
Звание
Народная артистка РСФСР (1954)
Период работы в театре
Биография
Награждена орденами «Знак Почета» (1940, 1971), медалью «За оборону Москвы». Лауреат Сталинской премии СССР II ст. (1951). Жена режиссера Н.В. Петрова. В 1920–1922 училась в Институте живого слова. В 1928 окончила Студию АТ (класс Н.В. Петрова). Во время учебы была занята в спектаклях «Идеальный муж», «Конец Криворыльска» и др. В экзаменационном спектакле «Братья Карамазовы» играла роль Грушеньки. По завершении учебы — актриса актерских мастерских АТ, участвовала в массовых сценах, исполняла эпизодические роли. В начале 1930-х выступила в главной женской роли Марфы Ковровой («Ярость»). «Не впадая в мелодраму, на которую толкал материал роли, она сумела сочетать в образе своей героини личное и общественное. Семейная трагедия Марфы лишь усугубляла ее классовую ненависть. …Подкупающая простота поведения, и убежденность, и, наконец, обаяние молодости помогли создать вполне самостоятельный и правдивый образ» (Бош П. Людмила Скопина. Л., 1939. С. 6, 7). С. Л. Цимбал сравнил исполнительниц роли Марфы Е.И. Тиме и Скопину и отметил, что многое в игре начинавшей в те годы свою творческую жизнь Скопиной «прозвучало более современно и внутренне правдиво. Созданный ею характер был проще, строже, сдержанней и, должно быть, поэтому ближе зрителям» (Театр. 1957. № 11. С. 77). Среди ее ролей начиная с 1928 были: Сэтагими («Ода Набунага»), жена Хлопова («Ревизор»), Катя («Бурелом»), Аспазия Бопертюи («Соломенная шляпка») — спектакли Театра-студии; Волкова («Павел I»), буква, социал-демократическая газета, хлыстовка, танцующая полька, дама — в интермедиях («Тартюф»), работница («Нефть»), Валентина («Страх»), Элеонора («Робеспьер»), Елена Череда («Светите, звезды»), Добжина («Чудак»), Ревекка («Девушки нашей страны»). Во время летних отпусков актриса выступала в составе молодежных бригад АТ в Ленинградской области, в рабочих центрах Сибири, Турксиба, Средней Азии, Украины. В 1933 вслед за Н.В. Петровым вместе с еще 13-ю его учениками Скопина перешла в Харьковский театр русской драмы, где служила до 1937. Исполняла главные роли: Жанна Барбье и Орловская («Интервенция»), Глафира («Егор Булычов и другие»), Маня («Чужой ребенок»), Софья («Горе от ума»), Аня («Вишневый сад»), Лаура («Каменный гость»). Была режиссером учебных спектаклей в Студии сценических искусств при этом театре. В 1937–1938 состояла в труппе театра Комедии, роли: Анриэтта Кашан («В понедельник в 8»), Оля («Простая девушка»), Елена («Сын народа»), Марта («Валенсианская вдова»). С 1941 играла в Центральном театре транспорта, среди ролей: Лариса («Бесприданница»), Саша («Памятные встречи»), Джемма («Овод»), Ганна Лихта, заместитель премьерминистра («Заговор обреченных»), Софья («Последние»), Маргарет («Кража», по Дж. Лондону). В 1956 перешла в Московский драматический театр им. А.С. Пушкина, в ее репертуар входили: Елена («Жена»), Ши-Пин («Ураган» Цао Юя), Варвара Градова («Тревожное счастье»), Евгения Суробина («Большая мама»), бабушка Тамара («Когда город спит») и др. Снималась в кино: Ганна Лихта («Заговор обреченных», 1950), мать Жени Кузнецова («Аттестат зрелости», 1954), Екатерина Матвеевна Чумак («Море зовет», 1955), Елена Ивановна («Здравствуйте, дети», 1962). Преподавала в ГИТИСе, писала статьи о театре. Соч.: Образ и его биография // Мастера театра об иск-ве актера. М., 1949. С. 169–176; В первый день мира // Театр. 1970. № 5. С. 42; Право на роль // ТЖ. 1975. № 12. С. 4–5; Поэт и солдат // Восп. о Леониде Первомайском. М., 1986. С. 128–132. Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Бартошевич А. Молодые силы Госдрамы // РиТ. 1933. № 18. С. 13; Емельянов Е. Утерянная правда // Театр. 1947. № 6. С. 48–52; Якубовский А. Человек и слово: Л. Скопина в сп. «Дневник женщины» // Театр. 1963. № 3. С. 107; Боровик Г. Зритель — участник или наблюдатель // Театр. 1965. № 4. С. 11–13; Золотницкий. Акад. театры… (ук.). Арх.: АТ (Личная учетная карточка Л.А. Скопиной); ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 1. Д. 387. Л. 4; Д. 603. Л. 7; Д. 923. Л. 22 об.; Д. 1064. Л. 3. Сбоева, С., Ряпосов, А. Скопина Л.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 653-654.