Персоналии
Лавров Юрий Сергеевич, артист, режиссёр
Лавров Юрий Сергеевич, артист, режиссёр
Персоналия
Лавров Юрий Сергеевич
Годы жизни
01(14).03.1905, Петербург - 20.08.1980, Ленинград, похоронен в Киеве на Байковском кладб.
Вид деятельности
Артист, режиссёр
Звание
Народный артист УССР (1948), народный артист СССР (1960)
Период работы в театре
1929 — 1932, 1933 — 1934
Биография
Награжден орденами «Знак Почета» (1939), Ленина (1951), медалями «За оборону Сталинграда» (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941– 1945 гг.» (1946), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946). Отец актера Кирилла Юрьевича Лаврова. Первая жена — Ольга Ивановна Гудим-Левкович, актриса. Вторая жена — Ольга Васильевна Смирнова, актриса, з. а. УССР. Начинал творческую жизнь как актер вспомогательного состава БДТ (1919–1922). Следующие 7 лет служил в нескольких петроградских и ленинградских театрах: Смольнинском (1922–1923), Молодом (1923–1924, был одним из его организаторов), Путиловского сада (1924), Агитпрофтеатре (1925), Театре им. В.В. Максимова (1926–1927), Возрожденном молодом театре (1927– 1928), Красном театре (1928) и театре Гос. Народного дома (1929). В 1925 входил в труппу актеров московского Театра им. Вс. Мейерхольда. Из Народного дома ушел вместе с Э.П. Гариным и Х.А. Локшиной «в виду коренных принципиальных разногласий с политикой художественного руководителя Н. Лойтера» (ЖИ. 1929. № 52. С. 16). В АТ Лаврова пригасили на роль Тартюфа в экспериментальной постановке Н.В. Петрова и В.Н. Соловьева. Однако дебютировал он в роли Костюка («Ярость»), заменив заболевшего А.А. Усачева. Зимой 1930 впервые сыграл Тартюфа вместо И.Н. Певцова: у 25-летнего актера было «открытое, симпатичное лицо, вьющиеся волосы непринужденно падали на лоб, — внешность совершенно не соответствующая внутренней сущности этого лицемера. Он появлялся на сцене в обычном современном костюме, то в черной сутане, то в ночной пижаме. Сам Лавров остался доволен спектаклем „Тартюф“ и своими трюками в нем» (Зюков Б. Юрий Лавров. Киев, 1971. С. 35). Признание пришло к актеру после исполнения роли Германа Кастальского («Страх», 1931). Его героя, казалось бы, увлеченного собственной карьерой, тем не менее отличали аристократизм и талантливость подлинного ученого — образ получился многогранным. В репертуар Лаврова также входили: Хилди («Сенсация»), Дробный («Чудак», в составе бригады актеров АТ, гастроли в Мурманске, лето 1930), Николай Семенович («Рельсы гудят»), Риман, Бийо-Варрен («Робеспьер»), Моррис («Нашествие Наполеона»). С апр. 1932 по июнь 1933 по направлению АТ Лавров работал с коллективом вновь созданного Театра Особой Краснознаменной Дальневосточной армии им. Ленсовета на Дальнем Востоке. Вернувшись в Ленинград, продолжил выступления в АТ. Новые роли: Самсон Карраско («Дон Кихот»), Захар Захарович Тучков («Конкурс хитрецов»). В 1934 играл Альбера Франжиля («Святыня брака») в Ленинградском мюзик-холле (мастерская Н.П. Акимова), в 1935 был актером театра Комедии. С 1938 работал в Киевском театре им. Леси Украинки. «Он любит острую характерность во всем, — в гриме, в манере говорить, в походке. Сила его дарования не в мягкости переходов, а в определенности и четкости характеристики. Его привлекают роли разнообразные, неожиданные, непохожие. Он охотно берется за небольшие роли, — ему достаточно разок-другой появиться перед зрителем, чтобы создать законченный образ, чтобы успеть сказать главное о своем герое. Таков его Досужев в „Доходном месте“. Таков его Абрезков в „Живом трупе“». В крупных ролях «Лавров не спешит сразу же безраздельно расположить зрителей к своему герою. Он как бы предлагает нам: давайте разберемся, что это за человек, чего он стоит». В «Хождении по мукам» «с жесткой правдивостью рисует он идейный тупик белого офицера… настаивает только на одном: на безусловной честности Вадима Рощина и на его безграничной любви к России» (Театр. 1948. № 9. С. 10, 11. — Е. Холодов). С 1922 Л. ставил спектакли в Смольнинском, Молодом, Возрожденном молодом театрах, в Театре ОКДВА им. Ленсовета, Комедии, им. Леси Украинки, в Театре-студии Киевского дома ученых. Снимался в телеспектаклях и кинофильмах: Лавров играл секретаря райкома («Три товарища»), капитана Наумату («На границе»), Кузьмина («Большая жизнь»), военкома («Щорс»), анархиста («Александр Пархоменко»), Печерицу («Тревожная молодость»). В 1965 стал художественным руководителем Театра им. Леси Украинки. Л.Г. Зорин признавал: «В истории театра есть несколько таких фигур, которые сумели не опалить себя его фейерверочным огнем, и ежевечерне перевоплощаясь, сохранили нетронутой свою суть. Юрий Сергеевич был среди них. И он исключал из своей жизни — быть может, даже с чрезмерной строгостью — все, что казалось ему слишком шумным и слишком пестрым. Это был человек резко очерченных линий. Ничего размытого, аморфного, рыхлого» (ТЖ. 1986. № 3. С. 29). Соч.: Его уроки // Илларион Николаевич Певцов. Литературно-художественное наследие. Восп. о Певцове. М., 1978. С. 232–235. Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Мацкин А. Не в ладу с ист. правдой // Театр. 1948. № 9. С. 13–20; Варпаховский Ф. Дело Турбиных // Театр. 1990. № 8. С. 107–117; Гудим-Левкович О.И. «Живите долго…». СПб., 2017. С. 5, 119–123, 125, 126, 129–134, 136, 138, 142, 143, 164, 166, 223, 277. Арх.: АТ (Личная учетная карточка Ю.С. Лаврова). Сбоева, С. Лавров Ю.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 399-400.