Лауреат Сталинских премий (1949 и 1951). Награжден двумя орденами «Знак Почета» (1945, 1950), орденом Октябрьской Революции (1974), орденом Трудового Красного Знамени (1983).
Начал выступать на сцене в 13 лет как актер вспомогательного состава Башкирского театра драмы (1926). В 14 лет руководил драматическим кружком подростков в Уфе. Ставил спектакли-обозрения и играл в них.
Окончил в 1933 Техникуме сценических искусств (мастерская Н.В. Петрова). Сезоны 1931/1932 гг. и 1932/1933 гг. играл в АТ небольшие и эпизодические роли: Миша («Бронепоезд»), Тишка («Свадьба Кречинского»), человек в косоворотке («Карта Кудеяри»), слуга Фамусова («Горе от ума»), колбасник («Суд»). По завершении учебы был принят в труппу АТ.
Вместе со своим учителем Петровым и 13-ю молодыми актерами перешел в Харьковский государственный театр русской драмы, где за 7 лет службы (1933–1940) сыграл более 100 ролей. Лучшими были Митрофан («Недоросль») и Андрей Прозоров («Три сестры»). «Обычно Митрофана изображали эдаким тупым, неповоротливым детиной. У Хохрякова он был хитрым, изворотливым, готовым защищать от вся и всех свое сладкое, бездумное житье» (ТЖ. 1967. No 17. С. 13. — С. Фенина). В Харькове стал известен и как чтец на эстраде. Критика отметила тяготение актера к социально-художественным обобщениям. В 1940 вошел в труппу Центрального театра транспорта, который тогда возглавлял Н.В. Петров, проработал в нем актером и режиссером 13 лет. В 1953 40-летний Хохряков, только что получивший звание заслуженного артиста РСФСР, дебютировал на сцене московского Малого театра. Здесь к его основным ролям относились: Потапов («Московский характер»), Овчаренко («Крылья»), Митрич («Власть тьмы»), Орел («Нас где-то ждут»), Антонио («Украли консула»), Ахов («Не все коту масленица»). Режиссерские работы в Малом театре: «Каменное гнездо» (совм. с М.Н. Гладковым), «Высшая мера» (с Б.Ф. Горбатовым), «Не все коту масленица», «Одиннадцатая заповедь».
Хохряков писал статьи о театре. Снимался в кино, среди ролей: Проценко («Молодая гвардия», 1949), Милягин («Великая сила», 1951), дядя Вася («Судьба барабанщика», 1956), Бальзак («Ошибка Оноре де Бальзака», 1969). Критика отмечала, что образы характерного актера Хохрякова, созданные в театре и кино, при всей яркости и многообразии красок отличали глубокая жизненная правдивость и убедительность.
Соч.: Приметы нового // Герои современности на сцене: Сб. ст. М., 1953. С. 187–211; Слово к драматургам // Типический образ на сцене: Сб. ст. М., 1953. С. 65–80.
Лит.: ТЭ; СПбГАТИ СИ. С. 206; Репертуар АТ (ук.); С блокнотом по театрам // РиТ. 1933. No 19. С. 17; 300 ролей, 6000 спектаклей // Театр. 1953. No 2. С. 151; Щербина Г. Виктор Хохряков // Малый театр СССР, 1917–1974: В 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 439–447; Коршунов В. Ни минуты остановки // Экран и сцена. 1993. No 30. С. 3.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 4. Д. 29. Л. 27–32; АТ (Личная учетная карточка В.И. Хохрякова).
Сбоева, С. Хохряков В.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 761.
Читать далее