Вернуться
Железнова Нина Михайловна, артистка
Железнова Нина Михайловна, артистка
Персоналия
Железнова Нина Михайловна
Годы жизни
1899, (по др. свед. 1896), деревня Сволно Витебской губернии - 11.03.1972, Ленинград, похоронена на Литераторских мостках Волкова кладб.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
1915 — 1929, 1941 — 1943
Биография
По мужу Студенцова. Потомственная дворянка. Была замужем за актером АТ Е.П. Студенцовым. В 1915 окончила Драматические курсы петроградского императорского Театрального училища (класс Ю.М. Юрьева) и заняла в труппе АТ амплуа молодой героини. Играла преимущественно главные и вторые роли, драматические и комедийные, в русском и зарубежном репертуаре. Основными среди них были: Аксюша («Лес»), Дуня («Холопы»), Нина («Маскарад»), Аглая («Идиот»), Софья («Горе от ума»), Вера («Обрыв»), Соня («Преступление и наказание»), графиня («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Консуэлла («Тот, кто получает пощечины»), Элиза («Соломенная шляпка»), Луиза («Коварство и любовь»), Маргарита Готье («Дама с камелиями»), Октавия («Антоний и Клеопатра»), Мария («Дневник сатаны»), леди Чильтерн, графиня Безильден («Идеальный муж»), Дездемона («Отелло»). Пресса отмечала, что в «Преступлении и наказании» драм. действие оказывалось центром интереса благодаря игре Н.Н. Ходотова — Раскольникова и Железновой — Сонечки Мармеладовой (см.: ЖИ. 1922. 4 июля. № 26. С. 3 — О. Давыдов). Железнова пользовалась заслуженным успехом у зрителей. Но принадлежала к числу тех актеров АТ, которые, по словам Н.В. Петрова, «не учли того, что они плотно заняты в старом репертуаре, постепенно вытесняемом новыми премьерами, и их незаменяемость уменьшалась с каждым днем» (50 и 500. М., 1960. С. 284). После ухода из АТ входила в труппу московского Малого театра (1930–1934). Затем выступала в Курске, Смоленске и Краснодаре. В 1937–1939 — в ленингр. ансамбле Театра драмы. С 1939 являлась актрисой Ленинградской филармонии. В годы блокады Ленинграда совмещала репетиции, концерты и спектакли с работой в госпитале. С конца 1941 до середины 1943 г. занимала в АТ должности мед. сестры и фельдшера. Одним из лучших ее созданий в блокадном городе (зал камерных концертов на пр. 25-го Октября) была Анна Каренина, которую она играла «без неврастенической патетики, умно и с некоторой даже холодноватой сдержанностью, свойственной аристократической природе ее героини, а также концертно-повествовательному стилю представления, — писал критик. — Артистка избегает резких модуляций голоса, не злоупотребляет мимикой и жестами, и эта расчетливая строгость сценического поведения как бы проясняет закономерный смысл происходящего. Через героиню зритель входит в круг представлений окружающей ее среды, идущих вразрез с наклонностями беспокойной, свободомыслящей натуры…» (Театр: Сб. статей и материалов. М., 1944. С. 180. — В. Голубов). Снималась в кино: Вера («Ведьма», 1916), Мунька Свищ («Карьера Спирьки Шпандыря», 1926), Полина Ломакина («Чужие», 1926). Др. роли в АТ: Липочка («Жулик»), Мадлон («Жеманницы»), Бианка («Усмирение строптивой»), Аня («Вишневый сад»), Труда («Огни Ивановой ночи»), Марселла («Полусвет»), Леонора («Заговор Фиеско»), Эльвира («Дон Жуан»), графиня Лара («Канцлер и слесарь»), княжна Мстиславская («Царь Федор Иоаннович»), Наташа («Пушкин и Дантес»), Великая княгиня Елизавета («Павел I»). Лит.: Репертуар АТ (ук.); Хроника. Слухи и вести // ТиИ. 1915. № 38. С. 705; Юрьев (ук.). Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 3. Д. 1150; Ф. 286. Оп. 1. Д. 10. Л. 301; АТ (Личная учетная карточка Н.М. Железновой-Студенцовой; Лицевые счета сотрудников театра. 1937–1942). Сбоева, С. Железнова Н.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 289.