Настоящие имя и фамилия Вольдемар Жозеф Лефевр.
Награжден орденом Красной Звезды (1944) и медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
В 1917 окончил реальное училище. Со 2-го курса Географического института ушел на фронт, в 1919 воевал в составе Первой Конной армии, где увлекся театром. К 1921 вошел в состав агиттеатра Красной армии.
В 1923 поступил в Студию АТ (класс К.П. Хохлова). В годы учебы был занят в сп. «Маскарад», «Горе от ума», «Старый Гейдельберг», «Уриэль Акоста», «Царь Эдип», «Волчьи души», «Лизистрата», «Смерть Иоанна Грозного», «Яд», «Изгнание блудного беса», «Иван Козырь и Татьяна Русских»; сыграл неск. ролей в спектаклях АТ: лакей («Авантюрист»), секретарь Астрага и человек-убийца («Когда спящий проснется»), 2-й солдат («Пугачевщина»). В 1927 окончил студию и вошел в труппу Театра-студии АТ, где был активно занят в репертуаре: Владимир («Пурга»), Баев («Смерть Пазухина»), Ковалев («Луна слева»), полковник Александров («Инженер Мерц»), кабатчик Лари («Анна Кристи»), Васильчиков («Прорыв»), Горский («Чудак»), Флориндо («Слуга двух господ»).
С 1931 — актер ленинградского ТЮЗа. Впоследствии стал директором театра. Среди ролей в ТЮЗе: старик («Так было»), Батько («Мы»), красноармеец Гулин («Винтовка No 492116»), Гиндеротти («Молодой пласт»), Карл («Против масс»), Ухай («На перевальной тропе»), Джерри («Хижина дяди Тома»), комиссар («На полюс!»), Манушка («Тимошкин рудник»), Григорий («На перевальной тропе»), Швейцер («Разбойники»), Педро («Дон Кихот»), Густ Куффке («Продолжение следует»), индеец Джо («Похождения Тома Сойера»), Берендей, Мизгирь («Снегурочка»), Ибрагим-Бек («Пленник эмира»), Герасимов («Детство маршала»), Нефедов («Огни маяка»), Дубровский («Емельян Пугачев»), товарищ Саша («Побег»).
В начале Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. К концу войны стал начальником Театра флота. После демобилизации Яковлев вернулся в ТЮЗ. Среди ролей послевоенных лет Енакиев («Сын полка»), Рогачев («Девочка ищет отца»). Исполнение Яковлева неизменно отличали органичность, простота сценического рисунка, что позволяло ему создавать образы, вызывавшие доверие и сочувствие тюзовских зрителей.
Яковлев также выступал как мастер художественного слова.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Некр.: Веч. Ленинград.1956. 21 мая. С. 4. Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 3. Д. 4031; ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 1. Д. 380.Л.2,4,26; Д.387. Л.4; Д. 388. Л.29,30,34; Д. 603. Л.6; Д.923. Л.36 об.; Д. 1010. Л. 47; Д. 1066. Л. 1.
Филиппова, С. Яковлев В.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 823.
Читать далее