По мужу Дынькова.
Окончила в 1917 Константиновскую гимназию при женском Пед. институте и в 1924 Студию АТ (класс Н.В. Петрова). Выступать на сцене АТ начала в годы учебы, была занята в сп. «Маскарад», «Царь Федор Иоаннович», «Общество почетных звонарей», играла хозяйку трактира в сп. «Эуген Несчастный». С 1925 актриса Театра-студии и филиала, роли: Мумка, негритянка («Иван Козырь и Татьяна Русских», сп. Театра-студии); миссис Аунти («Общество почетных звонарей»), 1-я гостья, 1-я баба («Пугачевщина»), Марья Антоновна («Ревизор», Театр-студия), Элиза («Соломенная шляпка», Театр- студия), Валя («Мятеж», Театр-студия), сестра (<«Шахтер» («Голос недр»)>), Соня («Бурелом», Театр-студия).
После закрытия филиала АТ в 1929 характерная актриса Сукова вошла в труппу. Репертуар ее был небольшим, в него входили эпизодические, вторые и главные роли, молодые и возрастные: Ольга («Высоты»), боец («Командарм-2»), Федосевна («Ярость»), Трощина («Чудак»), Настя («Диктатура»), Екатерина Гриценко («Светите, звезды»), Клара Спасова («Страх»), Мотя («Девушки нашей страны»).
«Совершенно особое место среди [бывших] „филиальцев“ занимает Т.В. Сукова... актриса умная и культурная, — отмечал А.А. Бартошевич. — Ее роли продуманы до конца и построены так, что зритель целиком воспринимает творческий замысел, положенный в их основу. Каждая деталь их осмыслена». По мнению критика, из 4-х исполнительниц роли Клары («Страх») в АТ только Е.П. Корчагиной-Александровской и Суковой удалось соединение «публицистических черт стопроцентной подпольщицы-революционерки с элементами бытовой мудрости, согретой большим лиризмом» (РиТ. 1933. No 18. С. 12).
Оставив труппу АТ вслед за своим учителем Н.В. Петровым, вместе с еще 13-ю его учениками с 1933 по 1936 служила в Харьковском театре русской драмы. Выступала в ролях Агриппины Семеновны («Чужой ребенок»), Дамы-Нюрки («Аристократы»), Меланьи («Егор Булычов и другие»). Сезон 1936/1937 гг. работала в Новом театре (Ленсовета), играла роль матери («Слава»). В 1937 перешла в театр Комедии, входила в его труппу до 1959. В Великую Отечественную войну находилась с этим театром в эвакуации в Таджикистане. К основным ролям, сыгранным в Комедии, относились: Фекла Савишна («Замужняя невеста»), Кирпичникова («Вас вызывает Таймыр»), Полозова («Московский характер»), Помпеева и Драга («Доктор»).
С 1945 являлась художественным руководителем, а позже консультантом одного из лучших коллективов самодеятельности страны — народного театра Выборгского дворца культуры в Ленинграде. Была хорошо знакома с А.С. Макаренко, разработала собственную методику работы с актерами-любителями. У Суковой начинали учебу актеры А.В. Ромашин, А.Г. Азо, А.А. Кожевников и мн. др.
Снялась в небольших ролях в фильмах «Женщина» (1932), «Доктор Калюжный» (1939), «Станица Дальняя» (1939), «Боевой киносборник No 2. У старой няни» (1941), «Девочка и крокодил» (1956).
Соч.: Начало актерской жизни // Творчество в театре: Сборник статей. Харьков, 1937. С. 85–173.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); С блокнотом по театрам // РиТ. 1933. No 19. С. 17; Чашник Ц. Путь длинный, трудный // ТЖ. 1960. No 18. С. 4–5; Качалов А. Путь к кремлевскому театру // Смена. 1967. 10 сент. С. 3; Двадцатипятилетие нар. театра // Театр. Ленинград.1971. No 22. С. 8; Сюжеты, 2. С. 425, 426.
Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 259. Оп. 2. Д. 687; Ф. 260. Оп. 1. Д. 311. Л. 91; Д. 417. Л. 59, 112; Д. 494. Л. 4, 70; Д. 590. Л. 18 об.; Д. 603. Л. 20; Д. 661. Л. 1, 9, 14, 23; Д. 923. Л. 10 об.; Д. 1010. Л. 6; Д. 1066. Л. 1; Оп. 3. Д. 3385, 3386; Ф. 286. Оп. 1. Д. 10. Л. 364 об.; Д. 35. Л. 68, 90, 188, 299; АТ (Личная учетная карточка Т.В. Суковой); РО б-ки СТД СПб. Инв. No М-2023 (Биография Т.В. Суковой / Сост. Д. Слонимская).
Сбоева, С. Сукова Т.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 703.
Читать далее