Брат драматурга Л.Н. Урванцова.
Из купеческой семьи. Учился в Казанском университете (не окончил). В ранние годы выступал как актер (амплуа простак, характерный, комик) в различных антрепризах: в труппе Н.А. Попова в Василеостровском театре, в Новом театре Л. Яворской, в Театре В.Ф. Комиссаржевской, в Веселом театре для пожилых детей Н. Евреинова и Ф. Комиссаржевского, в харьковском Городском театре в труппе Н.Н. Синельникова. В 1913–1915 — служил режиссером в Суворинском театре, ставил обстановочные пьесы, был занят как актер. В 1915–1916 — в «Кривом зеркале», где было поставлено большинство пьес и пародий Урванцова. («Жак Нуар и Анри Заверни, или Пропавший документ», «Пропавшие миллиарды, или Гений сыска, Ник Картер, Нат Пинкертон, Шерлок Холмс и король воров Арсен Люпен», «Василь Василич помирил», «Ветеринарный врач», «Сладкий пирог», «Судьба мужчины», «Страдалица Сура», «Слава консула Дуилия», «Нецензурная пьеса» и др.). Режиссерские работы: «Сон майора Ковалева. Гротеск в пяти превращениях», «Да здравствует правосудие». В 1916–1917 — режиссер в петербургского Театре К. Незлобина.
Н.Н. Евреинов называл режиссуру Урванцова актерской, считал, что его вкусы отдавали «запахом прошлого (без его аромата...)», но при этом «всегда высоко ценил урванцовскую индивидуальность как в сфере режиссуры, так и лицедейства, отдавая всецело должное вдохновению, трудолюбию, таланту и знаниям его в области сценического творчества» (Евреинов Н. В школе остроумия: Воспоминания о театре «Кривое зеркало». М., 1998. С. 182).
Летом 1918 — режиссер в Театре Дома рабочих (Луна-Парк), поставил пьесы «Ткачи».
Постановки в АТ «Лекарь поневоле», «Жеманницы», «Рыцарь Ланваль» Эд. Штуккена и «Вечерняя зоря».
О постановке «Рыцаря Ланваля» М. Кузмин писал: «Исполнение и обстановка были стильными, если хотите, то есть соответствующими этой трафаретной, холодной, оперно-красивой вещи. Костюмы, кажется, были верны эпохе; во всяком случае, они очень напоминали раскрашенные таблицы из популярного альбома костюмов Готенрота» (Жизнь искусства. 1918. No 21. С. 5). Роли в АТ: разносчик вестей («Последняя жертва»), доктор («Плоды просвещения»), виконт де Жодле, лакей Дю-Круази («Жеманницы»), Кулигин («Гроза»), Пашке («Вечерняя зоря»), Гриша Разлюляев («Бедность не порок»), Юст-Чхи («Новое платье мандарина»), Ивейн, вождь болящих («Шут Тантрис»), Фердыщенко («Идиот»), Мамыкин («Профессор Сторицын»), художник Деллабелла («Фауст и город»), Коробкин («Ревизор»), Михайло Головин («Царь Федор Иоаннович»), Петрушка («Живой труп»), Аким («Власть тьмы»), Гусман («Дон Жуан»), Марциол («Король комических поэтов»), портной («Мещанин во дворянстве»), Себальдус Богомил («Эуген Несчастный»), Теодор («Цезарь и Клеопатра»), крестьянин («Антоний и Клеопатра»), Эрвин Топпи («Дневник Сатаны»), коммивояжер («Ткачи»), 1-й раб («Лизистрата»), Де Стогембер («Святая Иоанна»), вестник («Царь Эдип»), Трубецкой («Смерть Иоанна Грозного»), Ильинкин («Мандат»), Хрол («Пугачевщина»).
Занимался литературной деятельностью. В 1895 опубликовал стихотворные произведения, в 1897–1902 печатался под различными псевдонимами в газете «Казанский телеграф», с 1901 помещал заметки в журнале «Театр и искусство».
В 1930–1932 служил актером и режиссером Этнографического театра. В 1932–1933 работал в Ленинградском комитете радиовещания. В 1933–1934 снимался в фильмах Лен. кинофабрики: «Наследный принц Республики», «Три товарища».
Во 2-й период работы в АТ играл эпизодические роли: чиновник («На берегу Невы»), вокзальный («Таланты и поклонники»), 2-й понтер («Маскарад»), 1-й старик («Шел солдат с фронта»), Харитонов («Очная ставка»), сенатор («Петр I»), 1-й чиновник («Доходное место»), старшина («Суворов»). Был уволен по переводу в Казанский Большой драматический театр.
Соч.: Суханов В.М., Урванцов Н.Н. Стихотворения. Казань, 1895; Нур [Н.Н. Урванцов]. В круговороте событий // ТиИ. 1905. No 45/46. С. 710–713; Спектакль Мольера: («Лекарь поневоле», «Вынужденный брак», «Жеманницы») // Бирюч. 1918. No 2. С. 21–22; В Тургеневские дни // Там же. С. 37; Островский // Там же. No 3. С. 16–17; Идущим на сцену: (К открытию рус. драм. школы) // Там же. No 4. С. 49–51; Приятное и полезное. Л., 1926.Др. пьесы: Шентан Ф. и Коппель-Элльфред Ф. Ренессанс (возрождение): Ком. в 3 актах. Пер. белыми стихами Н. Урванцова и А. Михайловой. [М., 1908]; Жак Нуар и Анри Заверни, или Пропавший документ. СПб., 1909; «Кинематограф». СПб. 1912.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России, 1908–1917. М., 1955 (ук.); Русская театральная пародия XIX — начала XX века. М., 1976. С. 556–568, 598–612; Кабаретные пьесы Серебряного века. М., 2018. С. 441–511.
Арх.: ИРЛИ Ф. 686. Оп. 2. Д. 214; АТ (Личный листок по учету кадров; Личная учетная карточка Н.Н. Урванцова).
Галанина, Ю. Урванцов Н.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 737.
Читать далее