Персоналии
Чижевская Александра Антоновна, артистка
Чижевская Александра Антоновна, артистка
Персоналия
Чижевская Александра Антоновна
Годы жизни
1873 (по РГИА, на надгробии 1870), Санкт-Петербург - 31.12.1925, Ленинград
Вид деятельности
Артистка
Звание
Заслуженная артистка академических театров
Период работы в театре
01.09.1897 — 1925
Биография
Дочь железнодорожного фельдшера. Закончила частное училище. Была замужем за актером И.К. Самариным-Эльским. Чижевская начала выступать на сцене в неполные 16 лет в петербургском железнодорожном любительском кружке при Балтийской железной дороге. Затем брала уроки у артиста императорских театров К.П. Шкарина и поступила в театр Эстонского клуба (антреприза Н.И. Собольщикова-Самарина), где играла характерные возрастные роли: Матрена («Горькая судьбина»), Арина Федоровна («Не в свои сани не садись»); «героиню» Марину Мнишек. М.И. Писарев стал занимать ее в своих спектаклях в Гатчине, включил в состав актеров императорских театров, совершавших поездку по России. По возвращении в Петербург Чижевская выступала в рабочем театре Невского общества народных развлечений. На актрису обратил внимание Е.П. Карпов и пригласил ее в театр Литературно-артистического кружка. На его сцене она дебютировала в 1895 в роли Кабановой («Гроза»). Через 30 лет А.Р. Кугель писал: «И здесь ей пришлось упорно прокладывать себе дорогу. На пути стояли такие исполнительницы бытовых ролей старух, как Стрепетова, а после Стрепетовой играть, например, Матрену во „Власти тьмы“ — дело не шуточное; но Чижевская была актриса твердого закала» (РиТ. 1926. No 1. С. 10). В 1897 директор императорских театров И.А. Всеволожский предложил Чижевской перейти в труппу АТ. Актриса занимала амплуа характерных и комических старух, участвовала преимущественно в русских бытовых пьесах. «Роста она была огромного. Низкий грудной голос не имел себе равных во всей нашей труппе. Черные, как смоль, волосы, громадные черные глаза и смуглое лицо делали ее похожей на цыганку», — вспоминал Я.О. Малютин. По его словам, «грандиозным созданием» Чижевской стала Кабанова. «Уже при первом появлении Кабанихи-Чижевской, шествующей степенно и медленно во главе своей семьи — Тихона, Катерины, Варвары, — она гипнотизировала зрителей мрачной многозначительностью своего шага. В ее медленном движении было что-то от схимы, от пострига, от ритуала... <...> ...Еще страшнее была ее речь. Говорила она тягучим, монотонным, очень низким голосом, в котором не было ничего живого, заставляющего думать, отвечать, надеяться, чувствовать. ...Она изматывала и Катерину, и Тихона... Дело тут было не просто в деспотизме или звериной мещанской ограниченности, а в каком-то чудовищном по своей жестокости, бессмысленности, необъяснимости жизненном законе» (Актеры моего поколения. Л.; М., 1959. С. 326, 327). Ю.М. Юрьев отмечал, что «Чижевская мастерски играла не только ответственные роли... незначительные эпизодические роли получали в ее трактовке необычайно яркое воплощение и выдвигались на первый план» (РиТ. 1926. No 1. С. 10). В.В. Стрельская, которую Чижевская нередко заменяла, справедливо называла ее своей продолжательницей. После смерти Е.И. Левкеевой и Стрельской Чижевская заняла в труппе одно из 1-х мест в своем амплуа. К основным ее ролям в АТ относились: унтер-офицерша («Ревизор»), Настасья Ивановна и цыганка-старуха («Живой труп»), Улита («Лес»), Марфа Кабанова («Гроза»), Галчиха («Без вины виноватые»), Анфуса («Волки и овцы»), бродяжка («Огни Ивановой ночи»), Жмигулина («Грех да беда на кого не живет»), Маланья («Не все коту масленица»), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты»), Фекла Ивановна («Женитьба»). В сезоне 1916/1917 гг. входила в состав труппы Троицкого театра (см.: Хроника // ТиИ. 1916. No 14. С. 279). Другие роли в АТ: Пелепелиха («Каширская старина»), Еремеевна («Недоросль»), Хлопова («Ревизор»), Василиса Волохова («Царь Борис»), Степанида («Светит, да не греет»), Мавра Денисовна («Дикарка»), Хейнеке («Честь»), Арина Федотовна и Анна Антоновна («Не в свои сани не садись»), кухарка («Плоды просвещения»), Агафья Тихоновна («Что имеем, не храним, потерявши, плачем»), Дарья Кировна («Старый закал»), Василиса Парфентьевна («Смерть Пазухина»), Михеевна («Последняя жертва»), Василиса Петровна («Холопы»), Мерчуткина («Юбилей»), Ирина Пантелеевна («Женитьба»), Настасья Тимофеевна («Свадьба»), Афимья («Не так живи, как хочется»), Акулина Ивановна («Мещане»), Квашня («На дне»), Пелагея Егоровна и Арина («Бедность не порок»), Марфуша («Зеленое кольцо»), Виттих, ведьма («Потонувший колокол»), Брандахлыстова (<«Веселые расплюевские дни» («Смерть Тарелкина»)>), Прасковья Ивановна («Нахлебник»), старуха Баумер («Ткачи»), Марселина («Безумный день, или Женитьба Фигаро»). Лит.: Репертуар АТ (ук.); Зет [В. А. Вакулин]. К юбилею артистки А.А. Чижевской // ЖИ. 1923. No 7. С. 6; Ходотов, Н. А.А. Чижевская // ЖИ. 1926. No 2. С. 12; За 7 дней // Программы гос. акад. театров. 1926. No 17. С. 5; Малютин Я. Островский на сцене АТ // А.Н. Островский: Сб. ст. и материалов. М., 1962. С. 384–386. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 1172. Сбоева, С. Чижевская А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 779-780.