Награжден медалью «За трудовую доблесть» (1957). В АТ 1925–1933.
Был женат на актрисе АТ В.И. Чемберг.
Впервые вышел на сцену в 15 лет в Народном доме г. Слободского Вятской губернии, а через год уже играл в Городском театре — князя Звездича («Маскарад») и Ваську Пепла («На дне»). В 1920 добровольцем ушел в Красную армию.
В 1925 поступил в Студию АТ (класс В.Н. Петрова). Был занят в спектакле «Яд», играл выходные и эпизодические роли: 2-й носильщик («Конец Криворыльска»), щеголеватый паренек («Бархат и лохмотья»), 3-й офицер («Отелло»), 1-й рабочий («Бронепоезд»), Костя («Рельсы гудят»), 2-й воин («Ода Набунага»), капрал и гость баронессы («Соломенная шляпка»), Парасюк и русский купец («Мятеж»), Кругляков («Бурелом»), последние четыре — спектакли Театра-студии.
С 1929 — в составе артистов актерских мастерских и с 1931 — в труппе АТ Янкевский играл эпизодические и небольшие роли: матрос («Причальная мачта»), Лоран, раб, хлыст, румын — в интермедиях («Тартюф»), Семен, Путнин, Мишка Сук («Ярость»), Котов, Кот («Чудак»), Эрл Вильямс («Сенсация»), 3-й комсомолец («Диктатура»), Фетион («Робеспьер»), 2-й пассажир («Светите, звезды»), Кастальский и следователь («Страх»), трактирщик («Суд»), чертежник («Нефть»). В марте 1935 выступал на сцене АТ в роли князя Дулебова («Таланты и поклонники»), в ноябре 1938 — в роли Незнамова («Без вины виноватые»).
С 1933 вместе с Н.В. Петровым и еще 13-ю его учениками работал в Харьковском государственном театре русской драмы. За 4 сезона исполнил более 20 ролей. В лучших из созданных образов — Садовский («Аристократы»), австрийский солдат Дантон («Начало жизни»), доктор Куннингам («Люди в белых халатах»), профессор Черных («Слава»), Костылев («На дне») — раскрылись яркая характерность и диапазон дарования актера. В 1937 вошел в труппу Театра им. Ленинградского Совета п/р С.Э. Радлова, среди ролей — Павка Корчагин («Как заклялась сталь»), Шульце («Ключи Берлина»), Кац («Похождения бравого солдата Швейка»), Степан Лаутин («Учитель»). В те же предвоенные годы начал работать на радио. В дни блокады Ленинграда был режиссером и исполнителем «Педагогической поэмы». Участвовал и в радиоспектакле «Русские люди», с которого вскоре началась жизнь Городского театра, переименованного в 1943 в Ленинградский драматический театр. Янкевский входил в состав актеров этого театра, исполнял и главные, и эпизодические роли: Козловского («Русские люди»), Гайдара («Фронт»), Федора Таланова («Нашествие»), Гончарова («Жди меня»), Дундича («Олеко Дундич»), Елецкого («Нахлебник»), Шельменко («Шельменко-денщик»), Сталина («Счастье»), Чебутыкина («Три сестры»), Фоменко («Время любить»), Лагунова («Иду на грозу»), Бороздина («Вечно живые») и многие другие. Снимался в кино: Булат («Шестьдесят дней», 1940), Откидач («Живет на свете женщина» фильм-сп., 1959), Алексей Иванович («Юлюс Янонис» фильм-сп., 1959), «Жизнь Галилея», 1959), («Мальчик и девочка», 1966).
Лит.: Репертуар АТ (ук.); С блокнотом по театрам // РиТ. 1933. No 19. С. 17; Александр Иванович Янкевский // Театр. Ленинград.1964. No 32. С. 10–11; Без антракта: Актеры города Ленина в годы блокады. Л., 1970. С. 125–126; А.И. Янкевский // Вечерний Ленинград.1978. 12 апр. С. 4; Рубашкин А. Голос Ленинграда: Ленинградское радио в дни блокады. Л., 1980. С. 179–180; Золотницкий. Радлов (ук.); Владимиров С.В. К истории режиссуры: В 2 ч. Ч. 1: Ист. предпосылки возникновения режиссуры. Театр. Дневники (1956–1965). СПб., 2012. С.294; Санкт-Петерб. Акад. Драм. театр им. В.Ф. Комиссаржевской. СПб., 2012. С. 13–19.
Арх.: АТ (Личная учетная карточка А.И. Янкевского); ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 1. Д. 387. Л. 4; Д. 603. Л. 7; Д. 923. Л. 25 об.
Сбоева, С. Янкевский А.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 828-829.
Читать далее